Сказка в жизни ребенка. Как разнообразить работу со сказкой

«Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка. Сказка, фантазия – это ключик, с помощью которого можно открыть эти истоки, и они забьют животворными ключами». В. Сухомлинский

Сказка, для ребенка, неповторимый и волшебный мир. Через нее дети начинают познавать добро и зло, фантастические и определенные по своей сути образы, выразительный язык, причинно — следственные связи различных событий.

Поэтому сказка является незаменимым инструментом нравственного воспитания ребенка. Еще более ста лет назад, педагоги говорили о сказке не только как о воспитательном и образовательном материале, но и как о педагогическом средстве, методе. Сказки- это незаменимый материал для нравственного воспитания детей. Именно посредством сказок, дети постигают многообразие мира. Трудно заставить ребенка не играть, не выдумывать, не сочинять. Это его способ познания реальной действительности. А задача взрослого помогать познавать мир чтения, мир книги с ее литературными и графическими образами, направить детское воображение. Книга подает ребенку мир творчества, пример творческого отношения к реальному миру. Книги в детской литературе разные: веселые, грустные, но они всегда жизнеутверждающие. Поэтому для детей книга это всегда маленький праздник. Мы же, взрослые, должны подготовить эту радость, помочь ребенку понять, почувствовать книгу во всей ее полноте. Дети живут в сказке, до определенного возраста, как равноправные члены сказочного мира, потому что сказка близка их мировоззрению. Она встречает детей фантастическими образами, увлекательными приключениями, красочностью и яркостью своего мира. А простота и красота сказочных героев их поступков необходима детскому сознанию как первое отражению мира, человеческих отношений отраженных в искусстве. В условиях современного мира, родители, стараются наполнить жизнь ребенка, непрерывным развитием. Поэтому работа со сказкой не должна заканчиваться после ее прочтения и обобщения.

Работу со сказкой можно разнообразить. И вот несколько практических рекомендаций: 1. Рассказывайте или читайте сказки вслух. При чтении у ребенка возникают «внутренние» картинки. Соответственно, развивается воображение.

2. Рисуйте любимых персонажей. Если ребенок не может еще сделать это сам, предложите шаблон и попросите раскрасить. Иллюстрации помогут ребенку поновому пережить сюжет.

3. Любимых сказочных героев можно сделать из разных материалов: пластилина, глины, старой куклы, из картона, цветной бумаги и других. Придумайте с ребенком новый наряд, украшения для героев, атрибуты – это будет способствовать развитию оригинальности мыслительных процессов.

4. Попросите ребенка пересказать отдельные эпизоды — это развивает речь и даже литературные способности. Если ему сложно, попробуйте пересказывать вместе, по очереди. Не стоит во время пересказа прерывать ребенка, если он делал

ошибки в речи. Если какая-то ошибка постоянно повторялась, мягко укажите ребенку на это, но только после окончания пересказа.

5. Разыграйте диалог по ролям, имитируя действия и голос героев. Эти игры снимают напряжение, отрабатывают тактику поведения в разных ситуациях. Можно устроить домашний театр.

6. Предложите ребенку сделать аппликацию по сюжету сказки — это помогает обратить внимание на самые мелкие и незаметные детали. Кроме того, такое занятие развивает мелкую моторику, усидчивость.

7. Попробуйте разгадывать сказки. Закройте часть персонажа и попросите угадать, кто это и из какой сказки, в каких еще сказках встречается этот герой и какие роли играет.

8. Выберите из знакомой книги со сказками картинку, попробуйте с ребнком рассказать сказку по памяти.

9. Из старых книг вырежьте 2-3 картинки, с развивающимся сюжетом. Ребнок должен восстановить верную последовательность действий, выложив картинки по порядку, и рассказать.

10. Возьмите игрушку-героя из любой известной сказки и попробуйте всей семьей придумать рассказ о нем. Сказав одно предложение, передайте игрушку другому члену семьи, чтобы он продолжил рассказ. Не забывайте, что в сказке есть завязка, основной сюжет, когда что то происходит и завершение (разрешение ситуации) сюжета.

И в заключении, хотелось бы добавить, сказка – это одно из самых доступных средств полноценного развития каждого малыша. Так было, есть, и будет еще много — много.

Не стоит преуменьшать роль сказки в жизни детей – правильно подобранная сказка положительно влияет на эмоциональное состояние ребенка, корректирует и улучшает его поведение, а также воспитывает уверенность ребенка в себе и в своих силах.

Нетрадиционное родительское собрание в I младшей группе «Путешествие в страну Сенсорику»

Нетрадиционное родительское собрание в I младшей группе

«Путешествие в страну Сенсорику»

Время проведения: февраль.

Цель: обогащение родительских представлений о сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста.

Задачи: ознакомить родителей с дидактическими играми, способствующими сенсорному развитию детей 2-3 лет, направленных на последовательное развитие у детей восприятия цвета, формы, величины предметов ,положений в пространстве и др.); активизировать педагогический опыт родителей по теме собрания; укрепить сотрудничество семьи и педагогического коллектива.

Участники: родители, воспитатели, музыкальный руководитель.

Место проведения: помещение группы.

План проведения:

1.Вступительный этап:

  • введение в проблему;
  • создание проблемной ситуации.
  1. Основная часть:
  • игротека в форме путешествия на поезде по станциям.

3.Подведение итогов собрания:

  • обратная связь;
  • решение родительского собрания;
  • рефлексия.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

  • Изготовление пособий и дидактических игр по сенсорному развитию.
  • Подборка и оформление рекомендаций по теме собрания.
  • Проведение консультаций: «Сенсорное воспитание и развитие младших дошкольников».
  • Оформление наглядной информации: приложения, фотостенд «Вот как мы играем», цитаты.
  • Музыкальное оформление.

2.Организационный этап

  • Оформление выставки, посвященной сенсорному развитию(литература, игрушки, дидактические игры, пособия).
  • Подготовка места проведения собрания и необходимого оборудования.

3.Вступительный этап

Добрый день, уважаемые родители ! Мы рады встрече с вами. Спасибо, что вы нашли время и пришли на родительское собрание.

Чтобы детство наших детей было счастливым, основное, главное место в их жизни должна занимать игра. В детском возрасте у ребёнка есть потребность в игре. И её нужно удовлетворить не потому, что делу – время, потехе – час, а потому, что играя, ребёнок учится и познаёт жизнь.

«Игра пронизывает всю жизнь ребёнка. Это норма даже тогда, когда малыш делает серьёзное дело. У него есть страсть, и её надо удовлетворить. Более того, следует пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь – это игра» А.С. Макаренко

Маленькие дети – очаровательные, азартные и счастливые искатели приключений, стремящиеся познать мир. И, конечно, своими открытиями очень хочется поделиться, особенно с теми, кого любишь больше всех. Но, к сожалению, папа очень занят на работе, а у мамы столько хлопот по дому, что совсем не остается времени на свое чадо. И все же мы уверены, что необходимо находить время и возможность для того, чтобы пообщаться с ребенком, поиграть с ним и чему – то научить. Сегодня мы хотим поделиться своим опытом работы с детьми и поговорить о сенсорных дидактических играх, в которые мы играем в детском саду и в которые мы советуем играть дома. И проведём мы нашу встречу не совсем обычно, в форме игры- путешествия в страну Сенсорику. Но сначала немного в памяти освежим, что же, это такое сенсорное развитие.

Психологи доказали, что сенсорное, сенсомоторное развитие составляет фундамент умственного развития, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе и для многих видов труда.

Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и других предметов домашнего обихода. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно не редко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь-то и приходит на помощь сенсорное воспитание — последовательное планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой человечества.

В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры. На втором- третьем году жизни, дети должны научиться выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине.

— Знаете ли вы, представления о каких цветах, формах, величинах должны накапливать дети третьего года жизни, обучаясь в детском саду по программе под редакцией М.А.Васильевой?

Начиная с четвертого года жизни, у детей формируют сенсорные эталоны

— Вы знаете, что такое «сенсорные эталоны»?

Сенсорные эталоны — это устойчивые, закрепленные в речи представления о цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами. Позднее следует знакомить их с оттенками цвета, с вариантами геометрических фигур и с отношениями по величине, возникающими между элементами ряда, состоящего из большого количества предметов. Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов-эталонов, последовательному осмотру и описанию формы, выполнения все более сложных глазомерных действий.

На основе этих задач разработана система дидактических игр и упражнений. Основная задача сенсорных дидактических игр для малышей – накопление разнообразного сенсорного опыта, который на следующих этапах обучения, занятиях ИЗОдеятельности, конструирования позволит систематизировать накопленные знания, приобрести новые, а также использовать их разнообразных ситуациях, повседневной жизни.

-Какие дидактические сенсорные игры есть у вас дома? Как в них вы играете со своим ребёнком? Чему могут научить ребёнка эти игры? (ответы родителей)

При проведении дидактических игр воспитатель в детском саду, а родитель дома должен пользоваться краткой речевой инструкцией, не отвлекая детей лишними словами от выполнения заданий. Взрослому не следует требовать от детей обязательного запоминания и самостоятельного употребления названий цвета, формы. Важно, чтобы ребёнок активно выполнял задания, учитывая их свойства, так как именно в процессе игры происходит накопление представлений о свойствах предметов.

Создание проблемной ситуации

Перед нами возникла проблемная ситуация – узнать на ощупь, что находится в «ящике ощущений». (Воспитатель предлагает трём родителям определить на ощупь содержимое ящика). Родители запускают руки через рукава в ящик и ощупывают предмет. (Выслушиваются и принимаются все предложения)

Сейчас вы попали в затруднительную ситуацию. Такое бывает часто, когда человек утомлён, возбуждён, напуган или встречается с неизвестным объектом.

Ребёнка с рождения окружает огромное количество предметов и явлений, которые обладают самыми разнообразными свойствами и качествами. Для того чтобы облегчить и ускорить процесс формирования представлений об окружающем мире, необходимо обучать ребёнка основным умственным действиям и правилам восприятия.

Сегодня мы предлагаем вам пройти тот путь, который проходит ребёнок при столкновении с неизвестным, познакомиться с содержанием и приемами, способствующими сенсорному развитию детей младшего возраста, познакомиться с дидактическими играми, пособиями, направленными на усвоение сенсорных эталонов. Наш мастер-класс научат вас изготавливать сенсорные дидактические игры из бросового материала и рисовать в нетрадиционной технике. И в итоге вы должны узнать, что же находится в этом ящике. А так как вы родители маленьких детей, а все дети любят играть, то я вам предлагаю вспомнить детство и понять, как через дидактическую игру дети должны усваивать сенсорные знания.

Забудьте на время о том, что вы взрослые, станьте детьми и давайте поиграем. Вы этого хотите? Тогда мы отправляемся с вами в путешествие в страну Сенсорику!!!

(Звучит сказочная мелодия. Воспитатель надевает корону, накидку, берёт в руки волшебную палочку)

Вот я палочкой взмаху- (действия выполняются по содержанию текста)

Загадаю чудо!

Всем родителям помогу

Доброй феей буду!

Палочка-чудесница,

Волшебная кудесница!

Поскорей встали в круг,

За руки все взялись вдруг.

Будем рядом стоять,

Глазки закрывать!

А теперь начнём вращаться,

В ребятишек превращаться!

Подарю вам ленточки,( раздает резинки, заколки)

Подарю вам бантики!

Быстро наряжаемся

В поездку собираемся!

Паровоз давно вас ждет,

В страну Сенсорику повезёт!

(Звучит песенка из м/ф «Паровозик из Ромашково», воспитатель надевает фуражку машиниста, родители становятся «паровозиком»)

Солнышко светит,

Облака плывут,

Паровозик едет

Тук тук тук тук тук.

Тук тук тук колеса,

Мчится паровоз,

Он в страну Сенсорику

Всех детей привез!

1.-Внимание! Наш поезд прибывает на станцию. Как она называется, вы знаете? А кто же это нас встречает? Выходите из вагонов, садитесь поудобнее, будем выяснять.

Он в яйце есть и в цыпленке,

В масле, что лежит в масленке,

В каждом спелом колоске,

В солнце, в сыре и в песке. (желтый цвет)(выставляются человечки соответствующего цвета)

Он с лягушкой может квакать,

Вместе с крокодилом плакать,

Из земли с травой расти,

Но не может он цвести. (зелёный цвет)

Всех быков он возмущает,

Ехать дальше запрещает,

Вместе с кровью в нас течет,

Щеки всем врунам печет.(красный цвет)

Им треть флага занята,

Он в название кита,

И в букете васильковом,

И на ящике почтовом. (синий цвет)

Догадались, как станция называется? Станция «Цветная». И жители этой станции цветные человечки предлагают вам научиться играть в «цветные» игры. Но чтобы правильно выполнить все задания необходимо размять наши пальчики и заставить их немного поработать

Пальцевая игра «Пальчики работают»

(Выполнять одновременно двумя руками)

Палец толстый и большой в сад за сливами пошел.

(Поднять большой палец, пошевелить им.)

Указательный с порога указал ему дорогу.

Средний палец самый меткий: он сбивает сливы с ветки.

(Выполнять щелчки большим и средним пальцами.)

Безымянный поедает. (Поднести безымянный палец ко рту.)

А мизинчик-господинчик в землю косточки сажает. (Постучать мизинцем по столу.)

Игра 1. «Построим башню»

Цель: учить различать цвета по принципу «такой- не такой».

Высыпьте разноцветные кубики на пол и предложите малышам построить башню, например, красного цвета. Покажите детям красный кубик и поставьте его на пол: «давайте построим башню такого цвета! Найдите такие же кубики». Помогите малышу прикладывать кубики к тому, что уже стоит в основании башни и сравнить их( «такой» «не такой»).Если кубик такой, поставьте его с верху. Если «не такой», предложите принести другой кубик. В конце игры назовите цвет башни:» Вот какая у нас получилась красивая красная башня!». (демонстрация игры с 1 родителем).

В следующий раз можно предложить малышам самостоятельно построить башни. Дайте детям по одному кубику и попросите их найти в коробке кубики таких же цветов. Побеждает тот, кто первым построит башню. (играют все родители)

Игра 2. «Разноцветные флажки»

— веселая, подвижная игра-разминка для детей от двух лет, направленная на развитие внимания и реакции детей. Так же позволяет закрепить знание цвета.

Описание игры

Для игры нужно взять несколько разноцветных флажков. Когда ведущий поднимает красный флажок – дети должны, например, подпрыгнуть; зеленый – хлопнуть в ладоши; синий – шагать на месте, желтый – взяться за руки и т.п.

Игра 3. «Разложи по коробочкам»

Цель: Учить находить предмет определенного цвета по образцу; закреплять знания цветов.

Материалы: Небольшие предметы разных цветов; маленькие коробочки, коробка побольше.

Описание игры: Поставьте перед ребёнком несколько маленьких коробочек и коробочку побольше, в которой перемешаны предметы разных цветов. Предложите ребёнку разложить предметы по коробочкам в соответствии с цветом. Начните выполнять задание, положив по одному предмету в каждую из маленьких коробочек. Сначала предлагайте детям предметы 2-4 цветов(по4-8 шт. одного цвета). Со временем кол-во предметов и цветов увеличить.

-Цветные человечки нам хотят помочь узнать, что находится в ящике ощущений и дают подсказку (воспитатель показывает карточку оранжевого цвета).Значит в ящике предмет оранжевого цвета, запомним.

— Спасибо, цветные человечки, что показали интересные игры, которые знакомят с цветом. А нам пора в путь. Быстрее занимаем вагоны и едем дальше (Звучит музыка, паровоз едет дальше)

Солнышко светит,

Облака плывут,

Паровозик едет

Тук, тук, тук, тук, тук.

Тук, тук, тук колеса,

Мчится паровоз,

Наследующую станцию

Он детей привез!

2.-Как же называется эта станция, давайте угадаем?

Ни угла, ни стороны,

А родня – одни блины. (круг)

Злая рыба хвост-лопата

Откусила полквадрата –

Целый угол, верь не верь!

Кто ж он, бедненький, теперь? (треугольник)

Кубик в краску окуни,

Приложи и подними.

Вася десять раз так сделал –

Отпечатались они.(квадраты)

— Как станция называется? Догадались? (станция Фигурная). Нас встречают фигуры разной формы. Они нам приготовили много интересных игр, которые познакомят с плоскостными геометрическими формами –кругом , квадратом, треугольником, овалом, прямо угольником; научат подбирать нужные формы разными методами.

Игра 1. «Волшебный мешочек».

Обучающиеся по очереди опускают руку в мешочек с деревянными геометрическими фигурами и пытаются определить форму попавшейся в руку фигуры, затем достают фигуру и называют ее цвет (например, «треугольник, красный»).

Игра2. «Прятки». Те фигуры, которые обучающиеся достали из «чудесного мешочка» (5 штук) учитель ставит к себе на стол (или на наборное полотно) и просит обучающихся запомнить их расположение, затем накрывает их платком и незаметно убирает одну из фигур. После этого учащиеся должны определить, какая фигура «спряталась».

Игра3 .«Определи форму». Каждому обучающемуся раздается набор разноцветных геометрических фигур. Педагог демонстрирует картинки со знакомыми детям предметами, обучающиеся должны поднять геометрическую фигуру соответствующей формы.

Динамическая пауза.

Мы со стульев тихо встали

И зарядку делать стали.

Руки – вверх, руки – вниз,

Вправо, влево повернись,

Руки в стороны пошире:

Раз, два, три, четыре.

Ты пониже наклонись

И тихонько распрямись.

Мы хлопаем руками, мы топаем ногами,

Киваем головой.

Мы руки поднимаем, мы руки опускаем,

И песенку поем:

Руки – вверх, в кулачок,

Разожмем – и на бочок,

Руки – вниз, в кулачок,

Разожмем – и на бочок.

-Разноцветные фигуры нам помогли и сказали, что в ящике ощущений находится предмет(показывает вторую и третью карточку) круглой формы, маленького размера. Запомним! А веселый паровоз нас опять зовёт в дорогу. Занимаем скорее места.(звучит музыка) Едем дальше!

Вагончики, вагончики,

По рельсам тарахтят,

Везут на станцию ИЗО

Компанию ребят.

Чох-чох, чу-чу

Паровоз летит

Чох-чох, чу-чу

Паровоз гудит»

3.- Ну, вот и приехали, кто нас встречает? (Веселый человечек-художник Карандаш). Не удивляйтесь, мы приехали на удивительную станцию. Карандаш нас научат необычно рисовать. ( Родители садятся за столы, на которых стоит оборудование для нетрадиционного рисования)

Нетрадиционные техники рисования в большей степени способствуют развитию у детей творчества и воображения. И одна из главных задач такого рисования- способствовать накоплению сенсорного опыта и обогащению чувственных впечатлений детей, развивать способность ребенка наслаждаться многообразием и изяществом форм, красок, запахов и звуков природы.

Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Результат обычно очень эффективный и почти не зависит от умелости и способностей детей. Нетрадиционные способы изображения достаточно просты по технологии и напоминают игру. Какому ребенку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой. (В I младшей группе нетрадиционное рисование практикуют пальчиками и ладошкой)

-Вот наши волшебные краски вам предлагают нетрадиционно порисовать. Согласны?

Могут все детишки смело рисовать.

И не только кистью, можно вытворять.

Пальцем ткнуть, и носом,

А печатать — ладошкой, а ещё в придачу —

Маленькою ножкой.

Вот и разрисуем мир мы, в яркий цвет,

Удивительный и радостный, этот свет. (Н..Биушкина)

(Звучит мелодия, появляется незаконченная «картина» нарисованная на ватмане, которую ладошками и пальчиками нарисовали дети)

— Это наши юные художники старались для своих мам на 8 Марта в нетрадиционной технике нарисовать красивую картину, но не успели.

-Вы узнали , в какой технике выполнена работа?(рисование ладошкой и пальчиками)

-Какие цвета использовались?(основные: зеленый, синий, красный)

-А какого цвета не хватает?(желтого).

-Давайте поможем нашим детям завершить этот шедевр. Чего так не хватает на картине? (солнышка)

-Вот вам задание, используя нетрадиционную технику рисования и вашу фантазию, нарисуйте все вместе солнышко. Но как положено перед работой разомнём пальчики.

Физминутка

Нарисуем желтый круг,(вверху над головой соединить большие и средние пальцы)

После лучики вокруг –(руки вытянуть вперёд, соединить запястья, расставить широко пальцы)

Пусть на белом свете

Ярче солнце светит!

На детей и на цветы, (сжимать и разжимать пальцы)

Смотрит солнце с высоты,

Чтоб росли скорее (трём ладошку об ладошку)

Их теплом согреет.( руки в «замок»)

(Звучит песенка про солнышко, родители выполняют задание, оставляют отпечатки своих ладоней в форме лучей солнца)

-Какая красота! Вот чудо! Ладошки превратились в лучики солнца! Молодцы!

Время ручки отмывать: (родители моют руки, вытирают ; звучит мелодия)

Ждет водичка, не дождется,

Поработать ей придется,

Кто опрятным хочет стать,

Воду должен уважать.

-Волшебные краски приготовили вам сюрприз – памятку о нетрадиционных техниках рисования, которые помогут в домашних условиях творчески развивать детей.(приложение) А паровоз снова зовёт нас в путь.

Вагончики, вагончики,

По рельсам тарахтят,

Везут на станцию игрушек

Компанию ребят.

4.-Наш поезд прибыл на конечную станцию «Игрушечную». Посмотрите, сколько различных игр, развивающих сенсорный опыт детей, нас встречает. Здесь игры купленные в магазине и сделанные руками воспитателей и родителей. Наша задача, как говориться, дёшево и сердито научиться делать игры из подручного и бросового материала, который имеется в каждом доме. Посмотрите, какое разнообразие! В группе дети в них с большим удовольствием играют. Сейчас с некоторыми из них мы познакомимся. (знакомство с играми)

Играя, ребёнок учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать простые закономерности, принимать самостоятельные решения. У ребёнка появляется интерес к знаниям, усидчивость, самостоятельность.

-Как методически правильно провести дидактическую игру вы узнаете из памятки, которую мы вам подготовили. (приложение).

5.-А сейчас проведем мастер-класс. Я вам предлагаю всем дружно вместе изготовить развивающую дидактическую игру «Волшебные клубочки» Она изготавливается быстро и не требует особых усилий. И так, начнём! (приложение)

(звучит мелодия «Куда уходит детство»)

6.-С вашего позволения я опять стану феей, так как настало время вам превращаться во взрослых. (Звучит сказочная мелодия)

Вот я палочкой взмаху- (действия выполняются по содержанию)

Загадаю чудо!

Всем ребятам помогу

Доброй феей буду!

Палочка-чудесница,

Волшебная кудесница!

Поскорей встали в круг,

За руки все взялись вдруг.

Будем рядом стоять,

Глазки закрывать!

А теперь начнём вращаться,

И во взрослых превращаться.

III –Уважаемые родители, давайте вспомним нашу первую игру «Ящик ощущений». Пройдя через все станции, нам стали известны все свойства неизвестного объекта ( показываю карточки). -Как вы думаете, что это?(Родители предлагают варианты ответов). Воспитатель достает объект из «ящика ощущений» и показывает.

-Сегодня мы с вами подтвердили тот факт, что у взрослых и детей познание неизвестного проходит по одному пути: через восприятие сенсорных свойств и качеств, от ощущений к представлениям и понятиям. Наиболее полный образ объекта ребенок получает только тогда, когда задействованы все группы анализаторов.

-В заключении хотелось бы подчеркнуть, что сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития. А это очень важная, но не единственная сторона общего психического развития. Ребёнок должен развиваться гармонически, т.е. в умственном, нравственном, эстетическом и физическом отношениях.

Решения родительского собрания

1.Учитывая важную роль родителей в развитии интереса детей к дидактическим играм, направить усилия на решение следующей задачи: каждой семье организовать вечера дидактической игры, направленные на накопление сенсорного опыта и обогащение чувственных впечатлений детей.

2.Объявить конкурс на лучшую дидактическую игру (игрушку), сделанную своими руками, в которую бы дети с удовольствием играли. В конце года подвести его итоги и вручить призы победителям.

3.Принимать активное участие в жизни детского сада.

Благодарим вас за активное участие и творческую работу! Всем большое спасибо! До свидания!

 

 

 

 

 

Консультация для родителей ясельных групп. «Первые шаги. Особенности лепки»

 

Консультация для родителей

ясельных групп.

Тема:

«Первые шаги.

Особенности лепки»

 

 

Почему все дети любят лепить? Зачем современному ребенку лепка? На одни вопросы нет общего ответа потому, что каждый ребенок воспринимает мир и лепит его по-своему.

Лепка – это один из видов изобразительного творчества, в котором из пластических материалов создаются объемные (иногда рельефные) образы и целые композиции. Техника лепки богата и разнообразна, но при этом доступна даже маленьким детям.

Лепка дает удивительную возможность моделировать мир и свое представление о нем в пространственно-пластичных образах.

Каждый ребенок может создать свой собственный маленький пластилиновый или глиняный мир, но как настоящий! Вот почему с пластилиновыми игрушками так хорошо играть и ставить маленькие спектакли. Вспомните пластилиновые мультфильмы!

Лепка – самый осязаемый вид художественного творчества.

Ребенок не только видит то, что создал, но и трогает, берет в руки и по мере необходимости изменяет. Основным инструментом в лепке является рука (вернее, обе руки), следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не кисточкой, карандашом или ножницами. С этой точки зрения технику лепки можно оценить как самую безыскусственную и наиболее доступную для самостоятельного освоения. Из одного комка пластилина можно создавать бесконечное множество образов, каждый раз находить новые варианты и способы, даже без участия педагогов и родителей. А если материала достаточно, и рядом есть умелый и в то же время деликатный взрослый, который вовремя поможет и поддержит, лепка становится любимым занятием на долгие годы.

 

Занятия лепкой комплексно воздействуют на развитие ребенка:

·         Повышают сенсорную чувствительность, т.е. способствуют тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики;

·         Развивают воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику;

·         Синхронизируют работу обеих рук;

·         Формируют умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его; при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел;

 

Но самое важное и ценное заключается в том, что лепка наряду с другими видами изобразительного искусства развивает ребенка эстетически. Он учится видеть, чувствовать, оценивать и созидать по законам красоты.

 

Знакомство.

Пусть ребенок самостоятельно познакомится с материалом и его свойствами. Дайте ему пластилин или глину. Ничего не показывайте и не навязываете, пусть все делает сам, движимый естественным любопытством.

Можно обогатить опыт ребенка, если расширить границы этого открытия. Дайте ребенку возможность действовать с различными материалами. Он убедится, что некоторые из них – тесто, снег, влажный песок – обладают похожими свойствами, как глина или пластилин. Их можно легко изменить по своему желанию, придав любую форму.

 

Экспериментирование.

Ребенок осваивает пластичные материалы и делает новые «открытия». Теперь он исследует не только свойства, но и сферу своего воздействия на материал. Оказывается, он может оторвать, отщипнуть, открутить от целого куска небольшой кусочек пластилина или глины, который легко изменяется в результате тех или иных действий. Для этого его нужно смять, или расплющить, или скатать, или вытянуть, или сделать что-нибудь еще. Можно прижать к другому кусочку, и он не упадет, будет держаться, он легко размазывается на бумаге или на дощечке. На нем можно что-нибудь нацарапать или нарисовать, а потом загладить, и процарапанный рисунок исчезнет.

 

Переход к изображению.

Отпечатки на снегу и песке дают возможность ребенку первое наглядное представление о том, что некоторые вещества и материалы могут сохранить образ как определенную информацию.

Дети экспериментируют, изучают, сравнивают различные отпечатки, стараются определить источник («Кто оставил след?») «Следы» различных предметов стимулируют поисковый интерес. Какой след оставит вилка, если ее вдавить в пластилин плашмя? Если воткнуть вилку зубчиками? А если процарапать вилкой брусок пластилина? Отпечатки разных предметов – пуговиц, монет, колпачков, карандашей, крышек – вызывают желание угадывать и загадывать для других: «Что это такое?», «На что это похоже?», «Чем еще можно оставлять такой «след»?»

 

Основные формы лепки.

«Колбаска» или валик – первая форма, которую ребенок может освоить самостоятельно уже в 1 – 1,5 года.

В дальнейшем малыш совершенствует свое умение – раскатывает длинные и короткие, толстые и тоненькие, одноцветные и многоцветные валики. И, конечно, лепит не просто так, а потому, что это карандаши, палочки, конфеты, заборчик, деревья и многое другое. К 2,5 – 3 годам ребенок начинает более внимательно относится к форме и старается точнее ее передать. Он видоизменяет цилиндр всеми доступными ему способами и превращает его то в бублик, то в улитку, то в пирамидку.

 

 

 

 

Как получить цилиндрическую форму:

·         Раскатать кусочек пластилина в ладонях продольными движениями туда — обратно;

·         Раскатать кусочек пластилина кончиками двух пальцев (большим и указательным); при таком способе получаются очень маленькие цилиндрики и тоненькие жгутики;

 

 

Как преобразовать форму цилиндра:

·         Свернуть в кольцо (бублик, баранка, кольца для пирамидки, колесики, обруч);

·         Скрутить в спираль (клубочки, улитка, змея, цветок);

·         Сплющить в ленту (листок, шарфик);

·         Раскатать в конус (морковка, колпачок);

·         Свить или сплести 2-3 «колбаски» (коса, растение, колонна);

 

 

 

 

 

 

Как получить шарообразную форму:

·         Скатать кусочек пластилина круговыми движениями;

·         Скатать кусочек пластилина кончиками пальцев; при таком способе получается очень маленькие шарики («глазки», «носик» и т.д.);

 

 

Как преобразовать форму шара:

·         Слегка вытянуть с обеих сторон и раскатать овоид или эллипс (дыня, воздушный шарик);

·         Оттянуть с одной стороны (груша, матрешка);

·         Скатать и по необходимости согнуть (банан, огурец);

·         Сплющить между ладонями в диск (колесо, лепешка);

·         Раскатать в конус (мороженое, пирамида);

·         Сплющить с одной стороны в полусферу (пряники, жуки);

·         Сделать углубление пальцами или карандашом (шляпка гриба, чашка, ваза);

 

 

Уважаемые родители – экспериментируйте, лепите со своими детьми! Получайте огромное удовольствие от процесса и результата лепки!

Творческих успехов вам и вашим детям!

 

 

 

 

 

 

 

 

Источник: Лыкова И.А. «Лепим с мамой»

 

 

Сценарий родительского собрания “Музыка в жизни ребенка”

В детском саду мы ежедневно занимаемся музыкальной деятельностью. Работаем над развитием музыкальных способностей, прививаем эстетический вкус. Детский сад и семья два главных коллектива, ответственных за развитие и воспитание ребенка.

Музыкальное искусство имеет огромное значение в умственном, нравственном, эстетическом и физическом воспитании. Начинаем работать с детьми в возрасте от полутора лет и, провожаем их в школу. На этом этапе пути продолжительностью в шесть лет ребята систематически, последовательно занимаются всеми видами музыкальной деятельности. Учим детей петь, танцевать, слушать, играть на музыкальных инструментах. В процессе разучивания, пения у детей развивается память, крепнут голосовые связки, умение правильно дышать. Идет постоянная работа над дикцией, ребенок учится правильно пропевать звуки, слова, предложения.

Учим детей выразительно, ритмично, красиво танцевать. Выражать в танце свои чувства и эмоции. Дети учатся приглашать на танец друг друга и провожать после танца. Танцевать это очень полезно для здоровья, у ребенка развивается правильная осанка, в дальнейшем он будет чувствовать себя уверенно в любой ситуации. Так же прививаем любовь к классической музыке, расширяется кругозор. При систематическом слушании музыки у детей вырабатывается усидчивость, внимание это уже подготовка к школе и дальнейшей жизни. Мы видим в каждом ребенке таланты и способности, помогаем развивать их в дальнейшем.

Сегодня мы вам покажем, как наши дети занимаются вокалом, учатся правильно владеть своим голосом, дыханием. И с раннего возраста закладывается основа для правильной постановки голоса, тем самым увеличивается объем легких, это является профилактикой респираторных заболеваний.

Показ занятия с детьми старшей группы по системе Д. Е. Огороднова.

Развитие певческих способностей дошкольника”

Занятие музыкальной студии

Приветствие детей: “солнце встало”

Алгоритм

Пение ладовых ступеней

Дыхание: “холодок”, “горячая картошка”, “самолеты”

Пальцовкипоступенные

Попевки: “если хочешь” , “Ручеек”, “Собака”, “Песни на ладошках”.

Стихи: “Жук” – глиссандо, “кот”, “гость” -эмоциональность.

Пение под фонограмму: “Осень”, “Муравей”.

Выступление учащихся музыкальной школы, выпускников детского сада

Практическая часть

Принимают участие 4 семьи:

1 блок заданий “ послушай и узнай”

Послушав произведения, родители должны узнать

Название и кто автор.

Произведения для слушания:

Лунная соната” Л.В.Бетховен.

Танец маленьких лебедей” П.И.Чайковский.

Валь “шутка” И.С.Бах.

Аве Мария” И.С.Бах.и Ф.Шуберт.

2 блок задание “семейный оркестр”

Игра на музыкальных инструментах, звучит фонограмма:

барыня” – играет 1 семья

во поле береза стояла” – играет 2 семья

залида” – играет 3 семья

плясовая” татарская народная музыка – играет 4 семья

3 блок “домашнее задание” спеть и обыграть песни:

Осень”, “Белочка”, “Непогода”, “Коз”.

4 блок исполнение песен под фонограмму.

Всем присутствующим раздаются напечатанные слова песен В.Шаинского:

Улыбка”, “День рождения”, “Голубой вагон”,

В траве сидел кузнечик”.

Исполнение песен со всеми родителями, присутствующими на собрании

5 блок Подвижная игра пожеланию родителей.

Веселые шляпки” Дошкольное воспитание №9 за 1998г. стр.122.

Импровизационная двигательно-коммуникативная игра на взаимодействие. Можно использовать любые панамки, соломенные шляпки и др. Игра проводится под музыку, в которой две части – веселая и спокойная (лучше под фонограмму, записанную 2–3 раза подряд).

Все дети получают по палочке (от флажков или более длинные), на половине из них шляпы. На веселую часть музыки все свободно танцуют, перемещаясь по залу и передавая шляпы с палочки на палочку. Смысл игры – в постоянной передаче шляп друг другу.

Не разрешается убегать со шляпой или поднимать ее слишком высоко вверх, не давая подошедшему ребенку снять ее с палочки. На спокойную часть музыки тот, у кого в данный момент шляпа, надевает ее себе на голову. Все с палочками в руках ходят и кланяются друг другу. Игра повторяется 2 – 3 раза.

Вариант. Если музыка – двухчастная полька, то на вторую часть все свободно танцуют: половина со шляпами, половина с палочками.

6 блок “Награждение”:

Детям вручаются пакеты с подарками.

Учим ребенка, слушать музыку

Очень часто родители считают, что ребенка не стоит приобщать к музыке, если сам ребенок не проявляет к ней особого интереса. Это не совсем верно. Ребенку необходимо слушать музыку. Первый опыт такой деятельности малыш получает в семье, слушая музыкальные записи, пение взрослых. Нельзя отрицать положительного влияния самостоятельной деятельности ребенка на развитие его музыкальности, вместе с тем продолжительные наблюдения за музыкальным развитием детей убеждают в том, что необходимым условием такого развития на раннем возрастном этапе является совместное восприятие музыки. К сожалению, родители редко слушают музыку вместе с детьми. В большинстве случаев они ссылаются на свою занятость или на активность самого ребенка. А между тем давно замечено, что музыка – самый благоприятный фон, на котором возникает духовная общность между людьми. Она помогает установить контакт между взрослым и ребенком. В какой форме может быть выражено совместное восприятие музыки? Оно и в пении ребенка для своих родителей, и в совместном исполнении танцев, и разумеется в слушании музыки. В процессе совместного восприятия у ребенка возникает желание поделиться своими чувствами со взрослыми. А это очень важно и для установления духовного контакта между ребенком и взрослым и для начального этапа обучения слушанию музыки. Если вы хотите научить ребенка слушать музыку, постарайтесь сначала самостоятельно прочувствовать, понять то произведение, которое подобрали для малыша. Всем известно, что в отличие от такой области знаний, как литература, музыка не раскрывает, а передает настроение и мысли композитора, и влияет, прежде всего, на чувство слушателя. Поэтому для начала лучше выбрать небольшое произведение с хорошо выраженным характером, настроением и ясной мелодией. Для старших дошкольников это может быть одна из пьес, специально написанных для детей, например из “Детского альбома” Чайковского. С интересом слушают дети музыку в исполнении оркестра народных инструментов. После прослушивания заведите беседу с ребенком о прослушанной музыке. Главное, чтобы прослушанное произведение нашло эмоциональный отклик в душе ребенка. Маленькие дети охотно слушают народные мелодии, музыку плясового характера, любят колыбельные. Как же учить ребенка слушать музыку? Существуют самые различные приемы. Многие родители считают, что лучше обучение музыки получать в специальной школе. В какой-то мере они правы: ребенок научится играть и слышать музыку профессионально. Но это не единственный путь приобщения ребенка к музыке. Очень хорошо, когда на первых этапах восприятия музыки помощником становится близкий ему человек. Если ребенок слушает музыку в одиночестве, то он может отвлечься. Но если же эту музыку ребенок слушает вместе с родителями, то он выражает свои эмоции, радуется. Очень полезно слушать музыку вместе со сверстниками, дети стремятся, как можно ярче передать товарищу свои впечатления от музыки, выразить их в двигательной активности. Информацию в выборе музыкальных произведений для прослушивания в соответствии с возрастом, родители могут почерпнуть в специальной литературе “Как рассказывать детям о музыке”; “Про трех китов”. Не нужно стремиться заводить сразу большую фонотеку. Наблюдения показывают, что маленькие дети с удовольствием слушают много раз одни и те же полюбившиеся им произведения. Можно организовывать музыкальные вечера в интересной форме, музыкальные номера подготовленные заранее. Детям постарше доставляет удовольствие рисовать под музыку. Нужно стремиться всячески, активизировать и поощрять фантазию ребенка при восприятии музыки. Родителям можно придумать несложные игры, подобрать музыкальные отрывки, имитирующие шум моря, стук дождя и попросить ребенка узнать воспроизведенные в музыке явления. Если не все сразу получается, как вам хотелось, не показывайте своего огорчения, а попробуйте спокойно разобраться в том, что и почему не удалось из задуманного. Следует помнить, что жизнь ребенка не любящего музыку беднее, чем духовный мир его сверстника понимающего музыку и знающего ее.

 

Музыка в общении с ребенком 

Музыка дарит и родителям и детям радость совместного творчества, насыщает жизнь яркими впечатлениями. Не обязательно иметь музыкальное образование, чтобы регулярно отправляться с вашим ребенком в удивительный мир гармонии звуков.

Создайте домашнюю фонотеку из записей классики, детских песенок, музыки из мультфильмов, плясовых, маршевых мелодий и др. Такую музыку можно включать на тихой громкости при чтении сказок, сопровождать ею рисование, лепку или использовать при укладывании ребенка спать.
Развивать тембровый и ритмический слух ребенка можно с помощью игр и загадок с включением в них детских музыкальных инструментов.

Инсценирование – еще один вид совместной деятельности. Инсценировать можно не только песни, но и стихи, даже некоторые картины, что, безусловно, развивает фантазию малышей.
Различные звукоподражания, производимые в процессе чтения сказок, а также песенные импровизации вызывают у детей большой интерес и активно развивают их творческое начало.
Далее »

Музыка и дети!

«Хорошие родители важнее хороших педагогов», — так считал известный пианист и педагог Г.Г. Нейгауз, имея в виду, что самые лучшие педагоги будут бессильны, если равнодушны к музыке родители.

Как показали социологические исследования у нас и за рубежом, увлечение музыкой у большинства любителей и профессиональных музыкантов начиналось под влиянием семьи. Музыка создаёт благоприятный фон и для общения в кругу семьи. Дети и родители становятся ближе и понятней друг другу.

Задача родителей и педагогов – привлечь внимание детей к красоте музыки, помочь ощутить её в полной мере. Потому что, постигая красоту в музыке, ребёнок учится ценить её в жизни, в человеческих отношениях.

Это понимали ещё древние греки, и поэтому музыкальные занятия (слушание музыки, игра на лире, флейте, хоровое пение) были обязательны в программе древнегреческой школы. Древнегреческие учителя, подбирая определённые музыкальные произведения, старались развить у молодых эллинов такие качества, как доброта, простота, мужество. Далее »

«О музыкальном развитии ребенка» — консультация для родителей 

Часто родители задают вопрос: «Каждого ли ребёнка нужно учить музыке?». На этот счёт у прогрессивной музыкальной педагогики нет разногласий. Учить музыке надо всех детей без исключения. Венгерский педагог Дьюлане Михайи говорит: «Нельзя терпеть потерю ни одного ребёнка для музыки». Наша известная пианистка и педагог А.Д. Артоболевская пишет: «Я считаю, что решительно всем детям надо дать начальное музыкальное образование».

«Но стоит ли столько времени, сил и нервов тратить на обучение?», — это ещё один из часто задаваемых вопросов. По мнению многих родителей, занятия музыкой так мало дают ребёнку для жизни, ведь куда полезнее заниматься спортом, изучать иностранный язык. Так ли это?

Ещё с древнейших времён известно об оздоровительном воздействии музыки на организм человека. Занятия музыкой, пением вызывают особую вибрацию внутренних органов, активизируют функции дыхания и кровообращения, являются эффективным способом психорегуляции. Не случайно музыка используется в медицине. Далее »

Консультация для родителей «Воспитание души ребенка»

Не все из вас, родителей,  закончили музыкальную школу, не все вы поете и играете на музыкальных инструментах. Но все мы хотим, чтобы наш малыш был музыкально развит. И не случайно. Музыкальные способности связаны с эстетическим развитием человека, его способностью к творчеству, и, в наиболее общей форме, с культурой вообще. Однако не каждый ребенок проявляет музыкальные способности, не всем детям нравится петь или слушать, например, сонаты Шопена. А связано это с музыкальным «образованием» малыша в первые дни и месяцы жизни.

Не удивительно, что все вьетнамцы обладают совершенным музыкальным слухом. На вьетнамском языке одно и то же слово, произнесенное в разных тональностях, имеет различный смысл. Новорожденный малыш с рождения учится распознавать особенности звучания слова, «музыку языка», слушая речь своих родителей.

Музыкальные способности начинают формироваться тогда, когда ребенок способен слышать музыку, то есть еще в утробе матери. Поэтому можно уже в период беременности слушать музыку. Конечно, музыка должна у мамы вызывать положительные эмоции, ведь ее психоэмоциональное состояние в огромной степени влияет на развивающееся в ее утробе дитя. Музыка должна быть спокойной, красивой, мелодичной, вызывать состояние «снизошедшей благодати». Восприятие музыки в определенной мере оказывает влияние на психику человека, вызывает разные эмоции и психические состояния: есть музыка депрессивная, вызывающая необъяснимую тревогу, страх; есть музыка успокаивающая, музыка для медитаций. Надо удерживаться от слушания музыки и песен, которые мучают человека, заставляют страдать.
Если внимательно отнестись к своим ощущениям, вы сами сможете понять, какая музыка ребенку нравится больше, какая действует на него успокаивающе, какая возбуждающе, а какая вызывает беспокойство. После рождения малыш будет так же реагировать на ту же музыку; засыпать под музыку, которая приводила к его успокоению в утробе, радоваться и улыбаться при звучании музыки, которая ему нравилась. Если мама в период беременности много поет своему еще не родившемуся малышу, после рождения он скорее, чем другие дети начинает реагировать на мамин голос и тоже пытаться издавать мелодичные звуки. Пение будущей мамы способствует улучшению ее психического состояния и эмоциональной стабильности.
Далее »

Консультация для родителей «Ритм в музыкальном развитии детей»

Вместе с развитием музыкальных способностей детей мы уделяем самое серьезное внимание ритмическому воспитанию. Но прежде чем излагать некоторые соображения по этому вопросу, давайте, определим природу ритма.

Исследователи делают акцент на том, что ритмическое воспитание не может быть только слуховым, ведь ритм имеет в основе своей движение. Поэтому в развитии чувства ритма должно участвовать все наше тело. Еще одно важное наблюдение касается того, что в основе чувства ритма лежит восприятие выразительности музыки.

То есть,  не менее важна эмоциональная природа ритма. В самом деле, использование обеих категорий в системе музыкального развития детей дает исключительно положительный результат.

Для того чтобы ребенок действительно проникся чувством ритма все нужно начинать с простых движений под музыку (ходьба, бег, прыжки). Основная задача на этом этапе – добиться у ребенка быстрой реакции. Далее »

Консультация для родителей «Пойте на здоровье!»

Пение является основным средством музыкального воспитания. Дети любят петь и охотно поют. Пение развивает у детей музыкальный слух, чувство ритма, способность воспроизводить голосом мелодии по памяти. Так же пение оказывает большую помощь и в развитии речи у детей.

При пении приходится выговаривать слова протяжно, нараспев, что помогает правильному, четкому произношению отдельных звуков и слов.

Можно ли учить ребенка петь? Конечно, можно и нужно, но делать это необходимо, зная и учитывая возрастные особенности детей.

Голосовой аппарат ребенка отличается от голосового аппарата взрослого. Гортань с голосовыми связками в два-три с половиной раза меньше, чем у взрослого. Голосовые связки тонкие и короткие. Поэтому звук детского голоса высокий, а диапазон (объем голоса) от нижнего звука до верхнего очень небольшой. Далее »

Роль воспитателя в музыкальном воспитании на занятиях и в самостоятельной деятельности

Консультация для воспитателей 
Воспитатель располагает большими возможностями приобщения детей к музыке:
1. Активно участвует в процессе обучения детей на музыкальных занятиях. Например, в младших группах воспитатель поет вместе с детьми(не заглушая детского пения). В средней и старшей группах помогает разучиванию песен и вместе с муз. руководителем оценивает исполнение уже выученного произведения. Помимо этого (если воспитатель поет чисто и выразительно), может спеть новую песню с фортепианным сопровождением.
При обучении детей музыкально-ритмическим движениям в младших группах воспитатель участвует во всех видах движений, активизируя тем самым малышей. Иногда, если материал не очень сложен, дети выполняют задания самостоятельнобез показа взрослого. В средней, старшей и особенно подготовительной группах роль воспитателя иная: он действует по мере необходимости, показывая какое- либо движение, напоминая то или иное построение или давая детям отдельные указания в пляске, игре и т. д.
2. Направляет самостоятельную музыкальную деятельность детей, включает музыку в игры, прогулки, трудовой процесс, используя выученный с муз.руководителем материал.
3. Участвует в отборе муз. материала, используя его на занятиях гимнастикой, изобразительной деятельностью, па развитию речи и ознакомлению с окружающим.  Далее »

Основные виды музыкально-дидактических игр и пособий  в музыкально-сенсорном развитии дошкольников 


Одной из важных задач всестороннего развития ребенка является воспитание музыкальной культуры. Ее основы закладываются уже в детстве. В этой связи большое место отводится музыке в детских садах, – она звучит и на музыкальных занятиях, и в самостоятельной музыкальной деятельности, и во время праздников и развлечений. 
Содержание музыкального воспитания предусматривает воспитание у детей восприимчивости, интереса, любви к музыке, развитие эмоциональной отзывчивости на нее, приобщение их к разнообразным видам музыкальной деятельности, что позволяет развивать общую музыкальность ребенка, его творческие способности. 
Восприятие музыки сложный процесс, требующий от человека внимания, памяти, развитого мышления, разнообразных знаний. Всего этого у дошкольников пока нет. Поэтому необходимо научить ребенка разбираться в особенностях музыки как вида искусства, сознательно акцентировать его внимание на средствах музыкальной выразительности (темп, динамика), различать музыкальные произведения по жанру, характеру. 
Именно с этой целью применяют музыкально-дидактические пособия, которые, воздействуя на ребенка комплексно, вызывают у него зрительную, слуховую и двигательную активность, тем самым, расширяя музыкальное восприятие в целом. 
Все пособия условно делятся на три группы: 
1. Пособия, цель которых дать детям представление о характере музыки (веселая, грустная), музыкальных жанрах (песня, танец, марш). «Солнышко и тучка», «Подбери музыку» 
2. Пособия, которые дают представление о содержании музыки, о музыкальных образах. «Узнай сказку», «Подбери картинку» 
3. Пособия, которые формируют у детей представление о средствах музыкальной выразительности. «Музыкальный домик», «Кого встретил колобок». 
Как показала практика, систематическое применение пособий вызывает у детей активный интерес к музыке, к заданиям и способствует быстрому овладению детьми музыкальным репертуаром. 
Музыкально-дидактические пособия способствуют более активному восприятию музыки дошкольниками, позволяют в доступной форме приобщить их к основам музыкального искусства. И это, по мнению Л.Н. Комиссаровой, является очень «важным аспектом развития у детей музыкальной культуры». (10; с.58) 
Виды самостоятельной деятельности ребенка в детском саду разнообразны. Среди них и музыкальная. В свободное от занятий время дети устраивают игры с пением, самостоятельно играют на детских музыкальных инструментах, организуют театрализованные представления. Одним из важнейших средств развития самостоятельной музыкальной деятельности детей являются музыкально-дидактические игры и пособия. Это еще одна из целей которой, служат эти игры и пособия. 
Основное назначение музыкально-дидактических игр и пособий – формирование у детей музыкальный способностей; в доступной игровой форме помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте; развить у них чувство ритма, тембровый и динамический слух; побудить к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных на музыкальных занятиях. 
Музыкально-дидактические игры и пособия обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука. 
Педагогическая ценность музыкально-дидактических игр и пособий в том, что они открывают перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике. 
В основе дидактического материала лежат задачи развития у детей музыкального восприятия, игровое действие помогает ребенку в интересной для него форме услышать, различить, сравнить некоторые свойства музыки, а затем и действовать с ними. 
Музыкально-дидактические игры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны. Только в этом случае они становятся своеобразным возбудителем желания у детей петь, слушать, играть, танцевать. 
В процессе игр дети не только приобретают специальные музыкальные знания, у них формируются необходимые черты личности, в первую очередь чувство товарищества, ответственности. 
Методика использования музыкально-дидактических игр и пособий в различных видах деятельности. 
Музыкальные занятия строятся с учетом общих задач музыкально-эстетического воспитания детей и проводятся по заранее намеченному плану. При этом принимается во внимание то, что содержание и структура занятий должны быть вариативными и интересными, с использованием разнообразных приемов, помогающих детям воспринимать музыкальное произведение, понять элементарные основы музыкальной грамоты. 
Применения музыкально-дидактических игр и пособий на занятии дает возможность провести его наиболее содержательно и интересно. 
В играх дети быстрее усваивают требования программы по развитию певческих и музыкально-ритмических движений и в области слушания музыки. Игры, которые проводятся на занятиях, выступают как отдельный вид музыкальной деятельности и имеют обучающий характер. 
музыкально-дидактические игры и пособия соединяют в себе различное сочетание методов музыкального воспитания. Образная, игровая форма, применение разнообразных упражнений позволяют поддерживать у детей интерес к деятельности, осуществлять ее более успешно. 
Развитие у детей музыкальных способностей должно быть постоянно в поле зрения педагога, осуществляться различными методами и средствами, в том числе с помощью музыкально-дидактических игр и пособий. Далее »

Вокальное развитие дошкольников (консультация для воспитателей)

Вокальное развитие дошкольников на основе координационно-тренировочного метода

Ознакомившись с программой вокального воспитания и изучив методики преподавания, и апробировав их на практике, на музыкальных занятиях в детском саду, я убедилась в том, что при обучении детей старшего дошкольного возраста не всегда удавалось достичь желаемого результата. Понимание ситуации (проблемы) привело нас к необходимому поиску инновационных методов и приемов по вокальному воспитанию детей старшего дошкольного возраста. 

В существующих руководствах рекомендуется и соответственно, в практике музыкальных занятий с детьми реализуется работа над чистой интонацией, в лучшем случае – над дикцией и выразительностью исполнения. Постановкой детского певческого голоса как такового, музыкальные руководители детских садов не занимаются. В то же время дошкольный возраст чрезвычайно благоприятен для формирования основ певческой деятельности. Так возникла идея координационно-тренировочного метода в детском саду, который предназначен для достижения на разных этапах обучения определенной цели: развивать свой голос и голоса детей с минимальной вероятностью ошибочных действий. 

1 этап работы – “Речевой” 

Задача: Устранение неравномерности развития голосового аппарата и голосовой функции. Как только ребенок достигает возраста формирования речи, его голос начинает развиваться в узких рамках речевых стереотипов, речевого диапазона и речевой звучности. Рамки эти определены традициями языка, социума, семьи. Все другие проявления голосовой функции начинают подавляться запретами: “не говори громко, не кричи – это не прилично”. К школьному возрасту перед нами “воспитанный” ребенок, для которого любой звук, не совпадающий с речью или чуть громче речи, является нарушением социального табу. Мало того, у ребенка подавлена естественная из функций психологической деятельности – имитационная: “Не дразнись!” Но именно через имитацию (делай как я) происходит обучение уже у высших животных. Тут вступает в силу табу вокального обучения. Почему-то рукой и ногой “делай как я” (например, в танце) можно, а голосом своим, взрослым – нельзя: “ребенок ведь маленький!”. И бедные музыкальные руководители начинают сами петь придуманными “детскими” голосами. Прививая прочные стереотипы ребенку и травмируя голосовой аппарат себе. Где же выход? 

Его подсказывает теория экстралингвистической коммуникации (внеязыкового общения), разработанная доктором биологических наук В. Морозовым. 

В основе голосовой активности человека лежат так называемые голосовые сигналы доречевой коммуникации, заложенные в человеке генетически, эволюционно. Развивающие голосовые игры предусматривают создание игровых ситуаций, в которых дети непринужденно восстанавливают естественные проявления голосовой функции: выражают эмоции вне и независимо от какой-либо эстетики и традиций. В игре дети познают возможности своего голоса и учатся им управлять, включают энергетические ресурсы организма. Известно. Что петь громко легче, чем тихо. Это естественно: любая координация осваивается от более грубого уровня к более тонкому. В стрельбе, например, нельзя сразу попасть в “десятку”, сперва надо научиться попадать хотя бы в доску, на которой находится мишень!. Так и в пении: если ребенок может сначала крикнуть, а после – запищать, и при этом осознает, что эта разная механика – это путь к интонированию. 

В основе интонирования лежат не слуховые представления, а мышечное движение. Голосообразующее движение – первично, слух – вторичен. 

2 этап – “Вокализированная речь” 

Задача: Развитие целесообразного использования режимов работы гортани (регистров), активного голосообразующего выдоха, осуществляемого преимущественно внутренней дыхательной мускулатурой (трахея, бронхи, легкие), певческого вибрато и управления его частотой амплитуды (размахом по высоте и скорости пульсации), особой формой рта, глотки, положения языка. Принятых в академическом пении, особой артикуляции гласных и произношении согласных. Все это так называемые показатели певческого голосообразования. 

3 этап – “Эстетика певческого тона” 

Задача: Систематизация критериев академического пения, являющееся подробным описанием технологического процесса, результатом которого становиться специфическая эстетика академического вокала. На высшем уровне обучения, предусмотренном в координационно-тренировочном методе развития голоса, идет работа на упражнениях с учетом предложенных критериев, а, следовательно, и эстетики. Далее »

В гости к тётушке Матрёше

«В гости к тётушке Матрёше» — игровое доминантное занятие по музыкально – ритмическим движениям для детей второй младшей группы

Программное содержание.

  • Формировать у детей эстетические чувства, средствами музыки, вызвать положительные эмоции. Воспитывать устойчивый интерес и эмоциональную отзывчивость к музыке различного характера, обогащать музыкальные впечатления.

  •  Учить детей двигаться в соответствии с характером музыки не наталкиваясь друг на друга, правильно координировать движения рук и ног, уметь начинать и заканчивать движения в соответствии с началом и концом музыки, выполнять простейшие плясовые движения.

  • Развивать эмоционально- образное исполнение, воображение в умении перевоплощаться в роль различных персонажей по ходу занятия.

Оборудование. Магнитофон. Далее »

День  пожилого  человека

Сценарий осеннего праздника «День  пожилого  человека» для средней группы детского сада

Под музыку дети вбегают в празднично украшенный зал.

Ведущий: Вот и наступила осень. Деревья сменили зеленые наряды на золотые и красные… Солнышко уже не так согревает землю… Но все-таки осень – прекрасная пора!

1 ребенок.

За окошком метель золотая,

Кружит ветер осенней листвой,

Почему здесь цветы расцветают,

Словно летней, зеленой порой?  Далее »

Звёзды Победы

«Звёзды Победы» — тематическое занятие ко Дню Победы для детей старшей и подготовительной группы

Цели мероприятия

1. Воспитывать чувство любви к Родине.

2. Развивать внимание.

На центральной стене на красном полотнище орден «Победа». Справа и слева от полотна разноцветные салюты.

Дети входят в зал, маршируя под песню «День Победы» Д. Тухманова, и встают в полукруг.

Ведущий

В цветы все улицы одеты,

И песни звонкие слышны:

Сегодня праздник — День Победы, Далее »

Праздник взросления

«Праздник взросления», посвящённый Дню Знаний» для всех возрастных групп.

Звучит фонограмма песни « 1 сентября», дети под музыку входят на площадку и выстраиваются.

Ведущая. Здравствуйте, ребята! Мы очень рады, что сегодня собрались самые хорошие и самые весёлые ребята. Как вы все выросли, похорошели, загорели!  Хорошо вы отдохнули летом? (ответы детей) Яочень рада за вас. Ребята, а кто знает, какой сегодня праздник? ( ответы детей).  Да, сегодня 1 сентября, «День знаний», и все дети идут в школу. И в нашем детском саду тоже начнутся занятия. Ну а теперь, ребята, я вас приглашаю на праздник взросления. Мы будем петь, играть, плясать, проверим насколько вы стали взрослее, умнее, находчивее. Ну что ж, давайте вспомним тогда. У меня для вас вопрос:

Кто какое время  года больше любит у природы?

                    Здесь другого нет ответа, лучше всех конечно — Далее »

Пение благотворно влияет на развитие голоса

Голос – уникальный естественный музыкальный инструмент, которым ребёнок обладает с ранних лет. Вот почему именно пение является одним из любимых видов музыкальной деятельности дошкольников.

По словам врача-фониатра Е.И.Алмазова: «Пение — доставляет поющему удовольствие, упражняет и развивает его слух, пищеварительные и другие органы, дыхательную систему, а последняя тесно связана с сердечнососудистой системой. Следовательно, занимаясь дыхательной гимнастикой, ребёнок укрепляет своё здоровье». Далее »

Развитие вокальных способностей детей посредством организации работы в вокальной студии

Пение – хоровое, ансамблевое, вокальное – одна из самых массовых форм музыкального искусства, играющая большую роль в формировании духовной культуры дошкольников, развитии их творческой активности. Голос – уникальный естественный музыкальный инструмент, которым ребёнок обладает с ранних лет. Вот почему пение дошкольников чаще всего называют одним из любимых видов музыкальной деятельности.

Врач – фониатр Е.И. Алмазов утверждает: « Пение доставляет поющему удовольствие, упражняет и развивает его слух, дыхательную систему, а последняя тесно связана с сердечно – сосудистой системой, следовательно. Он невольно, занимаясь дыхательной гимнастикой, укрепляет своё здоровье».

Профессор В. И. Петров, фониатр: «Верхние дыхательные пути снабжены рецепторными иннервационными приборами, которые дают начало важнейшим рефлексам, регулирующим дыхание, оказывающим влияние на сердечно – сосудистую систему, пищеварительные и другие органы. Именно верхние дыхательные пути подвергаются усиленной рабочей нагрузке во время пения. Далее »

Сказка «Репка»

Ведущий. Посадил деде репку.

Он старался, что есть сил.

Репка выросла на диво!

Так вкусна и так красива.

Дед. Надо репку уже рвать,

Бабку надо бы позвать! Бабка! ( прибежала бабка)

Ведущий. Бабка за дедку, дедка за репку. Тянут потянут, вытянуть не могут! Говорит бабка:

Бабка. Надо внучку бы позвать,

Так нам репку не сорвать! ( прибежала внучка) Далее »