консультация для педагогоа ДОУ игровые технологии в экологическом воспитании дошкольников

«Игровые технологии в экологическом воспитании»

Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве,

искусстве (толковый словарь).

Педагогическая технология (от др.-греч. τέχνη — искусство, мастерство, умение; λόγος — слово, учение) — специальный набор форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе на основе декларируемых психолого-педагогических установок, приводящий всегда к достижению прогнозируемого образовательного результата с допустимой нормой отклонения.

Сегодня насчитывается больше сотни образовательных технологий. К числу современных образовательных технологий можно отнести:

— здоровьесберегающие технологии;

— технологии проектной деятельности

— технология исследовательской деятельности

— информационно-коммуникационные технологии;

— личностно-ориентированные технологии;

— технология портфолио дошкольника и воспитателя

— игровая технология

-технология «ТРИЗ» и др.

Отличие игровой технологии от игры

В отличие от игр вообще, игровая технология обладает существенным признаком — четкого обучения и соответствия педагогическим результатам, которые могут быть обоснованы в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игровая форма НОД создается при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к образовательной деятельности.

При использовании игровых технологий в воспитательно-образовательном процессе в ДОУ необходимо соблюдать следующие условия:

— соответствие целям воспитательно-образовательного процесса;

— доступность для детей данного возраста;

— отсутствие принуждения любой формы при вовлечении детей в игру;

— игровые технологии должны быть направлены на развитие восприятия, внимания, памяти, наглядно-образного, логического, образного мышления детей.

Значение игровой технологии не в том, что она является развлечением и отдыхом, а в том, что при правильном руководстве становится: способом обучения; деятельностью для реализации творчества; методом терапии; первым шагом социализации ребёнка в обществе.

Игра, как правило, собственная инициатива детей, поэтому руководство педагога при организации игровой технологии должно соответствовать требованиям:

— выбор игры — зависит от воспитательных задач, требующих своего разрешения, но должен выступать средством удовлетворения интересов и потребностей детей (дети, проявляют интерес к игре, активно действуют и получают результат, завуалированный игровой задачей — происходит естественная подмена мотивов с учебных на игровые);

— предложение игры — создаётся игровая проблема, для решения которой предлагаются различные игровые задачи: правила и техника действий);

— объяснение игры — кратко, чётко, только после возникновения интереса детей к игре;

— игровое оборудование — должно максимально соответствовать содержанию игры и всем требованиям к предметно-игровой среде по ФГОС;

— организация игрового коллектива — игровые задачи формулируются таким образом, чтобы каждый ребёнок мог проявить свою активность и организаторские умения. Дети могут действовать в зависимости от хода игры индивидуально, в парах или командах, коллективно.

— развитие игровой ситуации — основывается на принципах: отсутствие принуждения любой формы при вовлечении детей в игру; наличие игровой динамики; поддержание игровой атмосферы; взаимосвязь игровой и неигровой деятельности;

— окончание игры — анализ результатов должен быть нацелен на практическое применение в реальной жизни.

Главный признак педагогической игры в игровой технологии — чётко поставленная цель обучения и соответствующие ей педагогические результаты, характеризующиеся учебно-познавательной направленностью.

Главный компонент игровой технологии — непосредственное и систематическое общение педагога и детей.

 Значение игровой технологии:

— активизирует воспитанников;

— повышает познавательный интерес;

— вызывает эмоциональный подъём;

— способствует развитию творчества;

— максимально концентрирует время занятий за счёт чётко сформулированных условий игры;

— позволяет педагогу варьировать стратегию и тактику игровых действий за счёт усложнения или упрощения игровых задач в зависимости от уровня освоения материала.

Главные черты игры:

—  свободная развивающая деятельность;

— творческий, импровизационный, активный характер;

— эмоциональная приподнятость деятельности;

—  наличие правил, содержания, логики и временной последовательности развития;

Таким образом, игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач.

    Обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но не развлекательным. Каждый педагог выбирает те виды игр, которые ему более всего подходят. Критерии выбора – программа, по которой он работает, возможности дошкольного учреждения, уровень подготовленности воспитанников.

Игра – это дело серьёзное!

«Речь в экологическом воспитании дошкольников»

Экологическое воспитание тесно связано с развитием речи, особенно дошкольников. Ребёнок познаёт окружающий мир, формируются знания, и развивается речь и все её компоненты – звукопроизношение, лексический запас, грамматический строй и связная речь. Все они формируются в тесной взаимосвязи, в комплексе. Только в процессе общения ребёнок овладевает речью.

             Умение ребёнка строить предложения различной структуры тесно связано с накоплением словарного запаса. Соответствующим образом через знакомство с природой происходит его формирование. Эстетическое восприятие природы и природных явлений вызывает у ребёнка положительные эмоциональные переживания, что ведёт к потребности передать посредством речи своё эмоциональное состояние. Связная речь является главным показателем уровня развития детской речи.

              В работе  воспитателя используются разнообразные игры. Игры способствуют развитию психических процессов, обогащают словарь. В процессе игр дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления о явлениях природы, растениях, животных. Многие игры, связанные с природой, учат классификации. Предметные игры с использованием различных предметов природы (семена, шишки, жёлуди, каштаны, камешки, фрукты, овощи, листья, песок) способствуют формированию сенсорных предпосылок для развития речевых умений и навыков. Игры с использованием разнообразных семян способствуют не только усвоению знаний о природе, но и развитию фонематического слуха у детей. Игры с песком — это своего рода терапия. Самостоятельное направление в коррекции речевых расстройств. Играя с песком, ребёнок получает информацию об окружающем мире и принимает участие в его создании. Учится соотносить речь с движением персонажей на песке и начинает действовать самостоятельно. Игры с песком улучшают эмоциональное состояние. Посредством работы с песком осуществляется самомассаж. Подвижные игры природоведческого характера помогают формировать речевую активность детей.  Нормализовать моторные функции. Настольно-печатные игры (лото, домино, разрезные картинки, парные картинки), словесные игры развивают у детей связную речь, обобщают и систематизируют у детей знания о природе.   Очень часто в своей работе педагоги используют  чтение художественной природоведческой литературы. Помимо обогащения словаря и развития связной речи чтение данной литературы помогает детям познать природу во всём её многообразии.

                  Произведения, как правило, содержат оценку происходящего. Знакомясь с содержанием, дети переживают ход событий, мысленно действуют в воображаемой ситуации, испытывают волнение, радость. Это помогает воспитывать бережное отношение к природе.

Развитие речи детей происходит в рассказах, беседах о природе. В рассказах изложение носит описательный характер. Он используется для создания у детей представлений о том или ином явлении природы о природе в целом. В результате вызывает положительные эмоции. Побуждает к речевому общению, обмену впечатлениями.

               Давайте рассмотрим некоторые методы и приемы, которые используются для развития речи через экологическое воспитание.

Экологические минутки.

Цель – создание проблемных ситуаций.

Решаются речевые задачи:

развивать самостоятельность мышления и гибкость ума;

совершенствовать монологическую речь детей;

поддерживать интерес у детей к природе, развивать наблюдательность.

Например «Почему деревья белые». Исправить ошибки и обосновать.

«Пришла я к знакомому садовнику в гости. Вышли мы в сад, посидеть на скамеечке. А вокруг нас деревья белые-белые. Весна на дворе, солнце пригревает, а деревья, будто снегом покрыты – белые стоят. Кто догадается, в какой сад мы попали? Почему деревья белые?» (Весенний сад, цветущие деревья

            Очень важно предоставить ребенку возможность не только обобщать, но и выразить свой эмоционально-познавательный опыт, а это возможно осуществить в игровой и доступной для детей форме.

Экологические сказки

Цель – развитие детской фантазии.

Решаются речевые задачи:

пополнять и активизировать словарь детей;

развивать связную речь детей, умение правильно выражать свои мысли;

развивать мышление, память, воображение.

Например, «Как человек Огонь и Воду помирил», «Волшебное пёрышко», «Путешествие капельки».

Реклама.

Цель – развитие образного мышления.

Решаются речевые задачи:

совершенствовать монологическую речь детей;

развивать логические рассуждения.

           Реклама – это определенная информация, которая упакована в оригинальную форму. Кроме информации реклама несет в себе определенный эмоциональный настрой. Именно поэтому дети так любят рекламу, играют в нее. Опыт показывает, что, предложив детям создать свою рекламу, они с восторгом включаются в эту игру. Чтобы составить рекламу ребенок должен как можно больше узнать об объекте и выделить наиболее характерные, на его взгляд, особенности.

           Например: Ребенок выбирает любое животное или растение и от его имени рекламирует место обитания. « Я белочка, живу в лесу. У меня крепкие зубки, с их помощью я очень легко грызу кедровые орешки, в которых много полезного для того, чтобы я смогла выжить лютой зимой».

Дидактические игры.

Цель – закрепление Решаются речевые задачи:

представлений о предметах и явлениях природы.

упражнять в умении анализировать, сравнивать, обобщать;

решать логические задачи.

           Решая задачи, поставленные в дидактической игре, ребенок учится вычленять отдельные признаки предметов, явлений, сравнивать их, группировать, классифицировать по определенным общим признакам. Дети учатся рассуждать, делать выводы, обобщения, при этом тренируется их внимание, память, произвольное восприятие. При решении игровой задачи часто нужно объяснить свои действия, а это способствует развитию речи детей. Дидактические игры учат детей применять имеющиеся знания в новых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы, способствуют умению играть вместе.

Например, «Меню для белки»:

Завтрак – стакан малинового сока и каша из кедровых орехов;

Обед – грибной суп, котлеты с листьями крапивы и компот из черники;

Ужин – творог из ореховой пасты и чай из зверобоя и мяты.

Все меню детей склеиваются в книгу: «Лесные рецепты».

Например, «Гимн природе»

Дети встают в круг. Все они маленькие снежинки. Просим каждую снежинку сказать о своей матушке Зиме несколько добрых слов. Дети не должны повторять ответы других детей. Педагог записывает все слова, и из них получается гимн Зиме. Дети могут быть травинками, осенними листочками, капельками дождя.

Сочинение загадок, стихов.

Цель – развитие звучности рифм.

Решаются речевые задачи:

развивать творческое познание слова, действий с ним;

формировать грамматический строй речи.

           Традиционно в дошкольном детстве работа с загадками основывается на их отгадывании. Развивая умственные способности ребенка, важнее научить его составлять собственные загадки, чем просто отгадывать знакомые. Составляя сравнения по двум или более признакам, дети учатся  умению понимать сравнения, побуждая их к самостоятельному составлению загадок.

Рифмовки.

Цель – развитие словесного творчества детей через рифмовки.

Решаются речевые задачи:

обеспечить творческий характер речи.

развивать умение пользоваться интонацией.

развивать коммуникативно-речевые навыки.

Рифмовки – это, как правило, стихотворение, состоящее из 5 строк. Они создаются группой детей, где ведущую роль играет логопед.

В процессе составления стихов у детей не только развивается словесное творчество, они учатся делать выводы, заботиться о своем здоровье, своих близких, «пернатых друзьях».

Наблюдения.

Цель – формирование тенденции к саморазвитию собственной речи.

Решаются речевые задачи:

уметь выстраивать диалог;

уметь излагать свои мысли;

совершенствовать монологическую речь детей;

осознавать грамматические формы и правильно их использовать.

Речевая среда для ребенка является миром общения и мышления, и главная роль в этом мире речевой культуре отдается взрослому. Именно от него зависит не только речевые возможности ребенка, но отношение к окружающему миру, познавательные способности и представления о себе, как о маленькой частице природы.

Мы не получили Землю в наследство от наших предков, мы одолжили её, у наших детей.