Обобщение педагогического опыта воспитателя МАДОУ ЦРР д/с №9 «Улыбка» г. Светлый Кострыкиной И. Ю. по созданию и работе с многофункциональным настенным панно.

 Для этого в группах образовательная среда должна включать такие методические пособия, которые помогали бы педагогу реализовать образовательное пространство, т. е. пособия должны быть насыщенными, трансформируемыми, полифункциональными, вариативными, доступными и безопасными.
Педагогу в зависимости от образовательной ситуации, меняющихся интересов и возможностей детей необходимо работать с таким пособиями, которые были бы пригодны для использования в различных ситуациях.
Большой находкой в организации развивающей среды стало для меня создание многофункционального настенного пособия. Данное пособие стало не только украшением группы, но и эффективным учебным материалом. Оно помогает преобразовывать образовательное пространство группы с учетом новых требований ФГОС дошкольного образования.
Универсальность данного материала заключается в том, что его можно использовать в работе с детьми разного возраста, решая различные задачи всех образовательных областей и интегрировать их между собой.
Основа панно- ткань, обрамленная в рамку. Размер панно- 2,5 на 2,3 метра. На ткань крепятся с помощью небольших кнопок отдельные изображения домов, озера, объектов живой и неживой природы, деревья, тропинка, огород, облака, солнце и радуга. Данные объекты пополняются развивающим материалом(картинками с изображениями животных, птиц, растений, овощей, цифр, букв и т.д.) , который крепится к ткани с помощью портновской двусторонней ленты. Весь материал является съемным . Это очень удобно, т.к. педагог в зависимости от поставленных целей и задач своей работы может добавить или убрать необходимый материал и это отвечает гигиеническим требованиям к материалам, с которыми работают дети. На данном панно картинки можно размещать практически в любом месте. Базу для пополнения панно я находила в методических пособиях, в периодической печати для дошкольных работников. Весь материал соответствует требованиям программы развития и воспитания детей «Детство» и его можно использовать во всех возрастных группах.
Цель работы с данным панно является всестороннее развитие ребенка, средство стимуляции к занятиям.
Основные задачи:
- Расширение знаний о животных , растениях, птицах, насекомых. Знать их особенности, среду обитания, потребности, приспособления к сезонным изменениям и т.д. с помощью панно учиться анализировать объекты природы, выделять существенные признаки, объединять объекты в группы.
- Развитие связной речи, пополнение словарного запаса, развитие фонематического слуха, развитие памяти, внимания, воображения детей. Используется панно для освоения лексико–грамматических компонентов языка; используется в обучении грамоте.
- Используется панно для улучшения счета, запоминания цифр, свойств предметов, закрепления цвета и форм, величины предметов, развития пространственных представлений, развития логического мышления, памяти, творческих способностей.
- Использование панно как метод эмоционального развития детей.
Далее приводится краткий перечень дидактических игр, которые используюся для работы с детьми.
Экологическое воспитание.
«Кто как передвигается?» Из изображений дети находят тех, кто летает, ползает, прыгает.
«Отыщи хищников» (травоядных)
Детям предлагают объединить животных в 1 группу. Дополнение- дикие или домашние животные.
«Кто, что здесь лишний?»
Учим детей объединять в группы по сходным признакам и находить того, кто не подходит к данной группе.
«Опиши, мы отгадаем»
Ребенок описывает на панно предмет (используем при описании модели), остальные дети отгадывают предмет или живое существо.
(как вариант игра «Найди того, о ком расскажу»).
«Путаница»
Ребенку предлагается объяснить правильность или неправильность изображенного на панно. (волк не домашнее животное , грибы не растут на деревьях и др.)
«Цепи питания»
Дети находят на панно кто кем в природе питается.
«Солнышко»
Педагог показывает объект живой или неживой природы. Дети цветом показывают к живой или неживой природе он относится.
Развитие речи.
«Скажи наоборот»
Педагог на панно показывает объект, дети подбирают антоним.
«Скажи по-другому»
Ребенок подбирает сходные по значению слова к изображениям на панно.(птица-птичка , птаха)
«Один-много»
Дети называют множественное число предмета, который показывает педагог.
«О чем так можно сказать?»
Педагог дает задание : отыскать предметы о которых можно сказать- дышит, растет и т.д.
«Что это может делать?»
Воспитатель показывает объект, дети –действие.(используется мимика, жесты)
«Отгадай загадку»
Педагог загадывает загадку об объекте, дети находят отгадку.
Математическое развитие.
«Сосчитай рыбок» (цветы, фрукты и др.)
Дети «сажают» на поляне цветы или в огороде овощи и сосчитывают их. (решаются сразу 2 задачи :счет предметов и объединение их в группу по признаку. Как вариант – сосчитать только большие цветы.
«Один –много»
Ребенок находит предметы которых много , которые существуют в единственном числе.
«Чего не стало»
Игра на внимание. Педагог убирает 1 или 2 объекта , дети определяют каких объектов не стало.
Игры на ориентировку в пространстве. Дети по указанию педагога определяют , что находится в правом верхнем углу или справа от домика и т.д.
Панно используется для игр с логическими палочками Кюизенера.(на панно это лесенка к домику)
«Числовой отрезок»
Дети с помощью героя присчитывают и отсчитывают единицы.
Данное панно можно использовать для показа детям мини-спектаклей, сказок.
Вся игровая деятельность с использованием панно вызывает у детей положительный эмоциональный отклик; повышает активность ; дети радостно, увлеченно , самостоятельно работают с фигурками и модулями панно.

Многофункциональное настенное панно» презентация