«Некоторые особенности развития детей 5-6 лет и функциональная подготовка ребёнка к школе».

Консультация   для  родителей

«Некоторые особенности развития детей 5 – 6 лет и функциональная подготовка ребенка к школе»

 

Дети быстро взрослеют, вслед за этим так же быстро уходят светлые чувства, связанные с общением новорожденного с родителями, потом первых слов и первых шагов, первого стихотворения и т.д. Этап развития – это самое удивительное в жизни родителей и важно не пропустить этих минут.

И вот для вас наступает время, когда ребенок может осознать, что у других людей тоже есть права , чувства и личная жизнь. До какого-то момента ему позволительно было считать, что солнце всходит только для него одного , но сейчас нужно готовить почву для других понятий: солнце одно и у всех есть права на его свет и тепло, и вот теперь мы пожинаем первые плоды воспитания. Кому не знакомы эти фразы:

— сиди спокойно!

— не шуми…

— не мешай…

— кому было сказано!?

И я, наверное, не ошибусь, если скажу, что наиболее часто в практике воспитания Вам встречается слово (может быть Вы догадались?) – «нельзя!», и оно, это слово, очень редко произносится спокойным, ровным голосом, обычно оно звучит в приказном тоне, гневно и раздраженно.

На эти эмоции дети отзываются соответственно: сердятся, злятся, кричат, плачут, настаивая на своем, проявляют природное упрямство. А что, если в этом случае использовать принцип отвлечения?

Пример для улицы:

— сколько окон на 1 этаже?

— сколько этажей в доме?

Какое время года на улице? Почему?

Идем домой:

— давай вместе посчитаем ступеньки!

Игра «найди предмет» (по описанию)

В доме:

— игра «Объедини понятием» : ель, дуб, береза… — ? (это деревья); — фломастер, ручка, карандаш… ( это пишущие предметы); — ложка, вилка… — (это посуда).

-игра «Найди противоположное слово»

Холодно — (жарко), темно — (светло), день – (ночь), чистый – (грязный).

Это все – развивающие игры, которые помогут и вам, и вашему ребенку начать подготовку к школе, в которую входит не только обучение письму, чтению, счету, это не только покупка школьных принадлежностей, это – функциональное развитие ребенка, которое в дальнейшем поможет ему успешно справиться со школьной программой.

Функционально готовя ребенка к школе, вы стимулируете физиологические и психические процессы в организме ребенка, а это значит, вы развиваете мелкую моторику пальцев, координацию движения рук , пальцев, зрительного аппарата, развития памяти, внимания, мышления, воображения, речи, а также знание и понимание окружающего мира.

Вы знаете, что физическое состояние (здоровье) ребенка очень важный фактор в развитии ребенка, однако психическое и умственное развитие также важны, и если уделять в день 10-15 минут на занятия с ребенком, то за интеллектуальное развитие своего сына или дочери, в дальнейшем, вы можете быть спокойны.

Главное в занятиях не количество часов, а регулярность.

Занятия должны проходить в игровой форме, с интересом и азартом (без подзатыльников и шлепков).

Конечно, хорошо, если ребенок до школы уже умеет читать, считать, но это лишь навык (это можно сравнить с катанием на велосипеде – один раз научившись, уже не забудешь!).

Вы будете развивать ребенка, если опираясь на этот навык, будете продолжать совершенствовать функциональные структуры организма.

Обучение чтению и письму, счету не должно быть самоцелью, а должно идти как одно из направлений, с учетом многогранности процесса развития ребенка. Если не совершенствовать функциональные механизмы речи, внимания, памяти, мышления, то различие между ребенком, который научился читать рано, и тем, который научился читать поздно, сотрется к 3 – 4 классу, а возможно, что другие дети и перегонят его. Вот почему наравне с чтением и счетом нужно расширять кругозор ребенка, его понимание мира и законов природы и общества.

Сегодня я покажу и расскажу несколько вариантов развивающих игр, которые вы можете использовать при занятиях с детьми:

Игра «Найди картинку» (может подойти детское лото, картинка с фруктами, овощами, животными, как дикими, так и домашними, картинки на кубиках, все, что есть дома).

Вы описываете одну из картинок, а ребенок, разглядывая их, пытается определить, о чем идет речь.

Задание можно варьировать от простого к сложному. А на начальном этапе вместо картинок можно описывать игрушки, которые у вас есть дома. Можно с ребенком меняться местами, и теперь ребенок дает описание , а вы отгадываете.

Загадки. Очень интересно работать!

Можно использовать загадки 2-х видов – общепринятые (из детских книг и пр.) и те, которые вы придумаете сами. Но работая со 2-м видом загадок, необходимо соблюдать несколько принципов:

1.      В загадках должны содержаться характерные признаки предмета, объекта, действия;

2.      Количество существенных признаков должно определяться возрастом (от 1 до 3 – 4-х признаков);

3.      Сам предмет и признаки должны быть знакомы ребенку.

Например: составляем загадку про мышку.

Берем несколько признаков:

1. маленькая,

2. длинный хвост,

3. серая (серенькая),

4. любит сыр;

5. очень боится кошки;

6. живет в норке.

А теперь возьмем 2 – 3 (или 4) признака, и получаем загадку:

1,2,4; 1,3,5

1,2,3,5; 3,1,6,4

1,2,5 1,3,2,6

Теперь можно попробовать самим составить загадку про зайца по следующим признакам:

1.      Живет в лесу

2.      Белый (беленький)

3.      Серый (серенький)

4.      Пушистый с длинными ушами

5.      Летом серый, зимой белый

6.      Любит капусту, морковку

7.      Боится волка и лису

8.      Трусишка

9.      Бегает прыжками прыг-скок

Игры со словами развиваю интеллект, в таких играх ребенок проявляет сообразительность и внимание, увеличивает словарный запас и учится оперировать словами и правильно употреблять их.

Игр со словами очень много, и у родителей есть возможность перестраивать их и изобретать новые.

Перечислю некоторые:

1.      «Кто больше назовет предметов…» (одежды, посуды, мебели и пр.)

2.      «Кто большое назовет слов на букву» (к,м,с,р…)

3.      Игра «Найди ошибку» Доски на гору везем, будем строить новый Ком (дом). Мишка плачет и ревет, просит пчел, чтоб дали Лед (мед). Между гор издалека течет бурная Щека (река).

4.      Игра «Составь предложение» Называете по одному слову ( нпр. Ребенок – кот, вы — шкаф), затем по очереди составляете предложение с этими словами:

Кот запрыгнул на шкаф. Кот спрятался за шкаф.

Игры со счетным материалом (счетные палочки или спички, с которых предварительно необходимо удалить серную головку):

1.      Составить треугольник из 3 спичек (затем из 5,6,7,8,9,10)

2.      Составить прямоугольник из 4 спичек (затем 6,8 – 2х видов), 10 (2 видов), 12 (3х видов).

3.      Составь окружность из 10,12,16 спичек.

4.      Составь звездочку из 10,20,30 спичек

5.      Составь 2 треугольника из 5 спичек

6.      Составь 3 треугольника из 7 спичек

7.      Составь 4 прямоугольника из 9 спичек (несколько вариантов)

8.      Составь из 6 спичек пятиугольник, затем раздели его на 2 части 2-я спичками.

Интересно можно обыграть изучение времени: когда вы уходите с ребенком гулять, то обязательно проговаривайте (и показывайте): «сейчас уже четыре часа , посмотри на часы, мы идем на улицу на полтора часа, на один час тридцать минут» а придя домой, вы обязательно скажите «мы гуляли полтора часа, это один час и тридцать минут и сейчас на часах пять часов и тридцать минут или половина шестого», за один раз ребенок не запомнит все сказанное вами, но вы не переживайте, просто ежедневно в течение дня можно проговаривать определенные действия,  связанные со временем (обед, ужин, просмотр телепередач, ваша занятость, готовка обеда и прочее), вас приятно удивит сюрприз, когда ребенок в школе без труда будет разбираться со временем и для него не составит труда выполнение задач и примеров, заданных на дом.

И возвращаясь к началу нашего разговора, хочу сказать, что, обучая и воспитывая детей, необходимо считаться с волей детей, исключая из воспитания такие приемы, как насилие, соблазн и подкуп, потому что свобода в отношениях располагает людей к пониманию. С совместными  играми вы целенаправленно  воспитываете в ребенке самостоятельность в будущем, и когда ваш ребенок пойдет в первый класс, то  вас не будет удивлять вопрос, что он какой – то несамостоятельный. Потому что самые характерные черты проявляются  до 4-х лет, а вообще воспитание детей после семи  лет стоит под большим вопросом, и те характерные черты,  уже  проявившиеся у вашего ребенка,  уже не исправить это и будет «критический период», когда «завтра будет поздно».

Игровой путь обучения ребенка – это самая доступная и совершенная методика из всех существующих, проигрывая со своим ребенком различные игровые ситуации, вы на время тоже становитесь детьми, и очень удивительно, но в данный момент чувствуешь, что не надо торопить взросление ребенка. Лучше побыть подольше   в радостном мире детства, где царят покой и взаимность, где сияет безусловная любовь. Любовь и взаимопонимание – это источник любого предприятия, будь то обучение или простой отдых. Желаю вам успехов! Пусть наши дети вырастут лучше нас!