Игровая ситуация «Ученые — лаборанты». Обмен опытом.

 

Конспект игровой ситуации «Ученые – исследователи».

Задачи:

1.Формировать у детей способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.

2. Формировать умение самостоятельно обследовать объект, видеть признаки, фиксировать в модели, ставить вопрос-проблему.

 

3.Закреплять умение кодировать и декодировать информацию.

4. Уточнить представления детей об особенностях фрукта – яблоко.

5. Совершенствовать связную речь.

 

6. Продолжать учить передавать в игре простейшие трудовые действия, осваивать на себе роль ученого, репортера; передавать образы в игровых действиях.

 

7. Воспитывать доброжелательность, готовность выручать сверстников; развивать умение считаться с интересами и мнениями товарищей по игре.

 

Активизация словаря: лаборатория, плод, интервью, лупа, микроскоп.

 

Предварительная работа: рассказы о ученых; рассматривание иллюстраций, чтение книг о профессиях людей; чтение энциклопедий; просмотр детских телепередач  о профессиях,  репортажей с места событий; игры ТРИЗ: «Хорошее — плохое», «Сварим компот»; речевые игры: «Угадай, о чем спросил», «Задай вопрос попугаю», «Назови как можно больше признаков предмета»; работа с мнемотаблицами, символами .

 

Оборудование: халаты с прикрепленными к ним символами ученого-исследователя, сосуды прозрачные и непрозрачные, лупы, бумага для записей, фломастеры, карточки методов исследования и выполняемой последовательности работы,  яблоко целое и небольшие кусочки на тарелочке, ложка мерная, энциклопедии, карточки дополнительных исследований.  письмо, аптечка с мнемотаблицами оказания первой помощи, муляж камеры, микрофон, листы белой бумаги.

 

Ход игры:

 

В-ль: Ребята, как вы думаете, кто такие ученые? (ответы детей)

 

Давайте вместе попробуем сегодня стать сотрудниками научно – исследовательской лаборатории и как настоящие ученые проверим свои силы в мире научных открытий.

 

Предлагаю вместе выбрать , кто кем будет в нашей лаборатории.

 

Разрешите мне быть заведующей научной лабораторией. (пояснить, что он будет делать).

 

Кто будет моим заместителем? (пояснить его функции).

 

Кто будет лаборантом? (пояснить его функции).

 

Давайте наденем фартуки, прикрепим бейджики ученых и отправимся в лабораторию.

 

В-ль: Уважаемые коллеги,  сегодня из космического центра к нам в лабораторию пришло письмо – задание на выведение нового сорта яблока, поддерживающего и сохраняющего здоровье  космонавтов, которые в ближайшем будущем отправятся на планету Марс. (воспитатель зачитывает письмо)

 

Скажите, вы что-нибудь слышали про чудодейственные сорта яблок? ( ответы детей)

 

Как вы думаете, коллеги, каким должно быть это яблоко? ( ответы детей)

 

Давайте вместе исследуем в лаборатории обыкновенное яблоко, соберем всю доступную информацию о нем. Как  мы это сделаем? ( предположения детей)

 

Что мы должны сделать в начале? С чего начинают исследования ученые? Какие методы исследования мы можем применить? (дети вспоминают методы исследования, используя карточки-символы  на стене лаборатории)

 

Каждый ученый знает с чего начать и чем закончить работу. Попрошу моего заместителя определить последовательность нашей работы. (ребенок выкладывает при помощи карточек последовательность нашей работы)

 

Напоминаю, коллеги, мы можем воспользоваться дополнительными сведениями: спросить у другого человека, посмотреть в книгах, провести эксперимент.

 

План у нас есть, собираем материал. Свои наблюдения вы фиксируете, чтобы не забыть. ( дети обследуют яблоко, выделяют свойства, фиксируют в блокнотах при помощи символов)

 

При совместном обследовании вводится 2 игровая ситуация. Зав. лабораторией повредил палец. Необходимо оказать первую мед. помощь при открытых ранах– порезе. Ребенок принимает на себя роль мед. сестры, этапы оказания помощи указаны в мнемотаблице аптечки.

 

В-ль: Ученые, вы готовы поделиться информацией? ( дети обобщают; делятся мнениями о том, что нового и интересного они узнали)

 

В-ль: Уважаемые коллеги! Мы отобрали нужный  материал, из которого я бы вам посоветовала отобрать хорошие, т.е. полезные, важные свойства фрукта и те свойства, которые мы бы хотели убрать при создании нового сорта яблока. ( дети сортируют карточки по заданным признакам).

 

В-ль: Теперь предлагаю немного пофантазировать. Мы на пути  выведения нового сорта яблока, который может обладать только положительными свойствами. У этого яблока не будет недостатков, он может быть наделен  сказочными свойствами. ( заместитель лаборатории при помощи советов ученых фиксирует свойства нового яблока, обладающего положительными свойствами).

 

Вводится 3 игровая ситуация. Раздается телефонный звонок, в котором сообщается о приезде репортера с ТВ, который будет вести репортаж о новом открытии ученых. Один ребенок берет на себя роль оператора, второй – журналиста. Заместитель лаборатории при помощи ученых дает интервью.

 

В-ль: Мне, ребята, очень понравилось быть заведующей лабораторией. У меня был хороший, дружный коллектив. Сотрудники моей лаборатории умели договариваться, работали сообща, справедливо решали возникшие споры. Спасибо за совместную работу!