Внимание, новый проект !

Проект «Нетрадиционные формы работы с родителями в детском саду».

ТИП ПРОЕКТА

По доминирующей в проекте деятельности: воспитательно-образовательный.

По содержанию: психолого-педагогический.

По числу участников проекта: педагоги, родители, дети.

По времени проведения: долгосрочный.

По характеру контактов: в рамках ДОУ, родители, дети, микросоциум.

АКТУАЛЬНОСТЬ

На сегодня взаимодействие ДОУ с родителями является важной составной частью в работе по преодолению трудностей в развитии и воспитании дошкольников. Только в тесном сотрудничестве, на взаимопонимании педагогов и родителей можно добиться высоких результатов.

Возникновение опыта связано с тем, что появились противоречия в работе педагогов с родителями. По наблюдениям педагогов и общению с родителями сложились следующие выводы: одни родители требуют и открыто заявляют, что воспитанием и обучением детей должен заниматься детский сад, а они хотят видеть по окончании детского сада результат. Т. е. полностью подготовленного к школе ребенка. Другие пассивно наблюдают за работой детского сада, третьи хотят принимать участие в воспитательно-образовательном процессе, но у них нет на это времени, и только некоторые заинтересованы в активном взаимодействии с детским садом. На мероприятиях информационного характера родителей увидишь не часто, больше родителей привлекают мероприятия развлекательные, будь это Новый год или 8 марта, выпускной. Посещение родителями групповых собраний было совсем незначительным.

Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной и трудной. Актуальной, потому что участие родителей в жизни своих детей помогает им увидеть многое, а трудное, потому что все родители разные, к ним, как и к детям, нужен особый подход. Работая с родителями, мы помогаем им увидеть отличие мира от мира взрослых, преодолеть авторитарно отношение к ребёнку, относиться к нему, как равному к себе и понимать, что недопустимо сравнивать его с другими детьми.

ПРОБЛЕМА

Неучастие родителей в жизни своего чада, банальное отсутствие какого-либо представления о том, каким должен быть »успешный» родитель — и возникает определенная проблема в отношениях ребенка и его семьи.

Помочь родителям стать активным участником воспитания собственного ребенка призван психолого-педагогический проект «Нетрадиционные формы работы с родителями»

ЦЕЛИ ПРОЕКТА:

• Оптимизация отношений партнерства и сотрудничества между родителями и ребенком в семье;

• психолого-педагогическая помощь родителям воспитанников в осознании своей роли, значения и возможностей в воспитании здорового и успешного ребенка, овладении эффективными способами и приемами установления отношений оптимистического сотрудничества с матерями и детьми в семье.

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:

• Установление контакта с родителями для близкого знакомства с особенностями семейного воспитания и активизация их в жизни ДОУ.

• Апробирование новых нетрадиционных форм работы с семьёй, как фактора позитивного развития ребёнка.

• Помочь родителям устранить недопонимание эмоционально- потребностей сферы ребёнка через совместную игровую творческую познавательную деятельность.

• Знакомство с культурными маршрутами в городе, организацией занимательного развивающего досуга с детьми;

• Сотрудничество детского сада с родителями воспитанников в решении задач образовательной программы ДОУ по организации игровой, творческой, конструктивной и трудовой деятельности детей в детском саду.

ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ

1. Информационно — аналитические

• Анкетирование;

• Тестирование;

• Опросы;

• Метод написания родителями мини – сочинения «Мой ребенок».

2. Наглядно-информационные формы

• Сайт ДОУ и педагогов;

• Выпуск семейных стенгазет;

• Открытый показ непосредственной образовательной деятельности для родителей;

• Фотовыставки;

• Семейные презентации;

• Нетрадиционные дни открытых дверей.

3. Познавательные.

• Нетрадиционные родительские собрания;

• Информационно-практические занятия «Школа родителей»;

• Маршруты выходного дня или экскурсии;

• Совместная работа по тематическому плану проектам;

• Круглый стол.

4. Досуговые.

• Совместные праздники, досуги, развлечения;

• Совместные спартакиады;

• Семейный театр;

• Участие родителей в конкурсах, выставках

 

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

 

I ЭТАП – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ:

1. Изучение научной и методической литературы по теме проекта.

2. Анкетирование родителей.

3. Календарно-тематические планы в рамках проекта.

4. Разработка методических материалов для реализации проекта.

 

II ЭТАП — ОСНОВНОЙ ТЕКУЩИЙ:

1. Разработка конспектов мероприятий и их проведение.

2. Реализация планов взаимодействия участников проекта.

 

III ЭТАП – ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ:

1. Анализ проделанной работы. (Родительское собрание)

2. Презентация лучшего опыта семейного воспитания.

3. Фотосессия, интервьюирование родителей, публикации в СМИ.

 

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА:

1. Дети средней «А», «Б», старшей «А», «Б», подготовительной группы «А».

2. Воспитатели вышеперечисленных групп.

3. Музыкальный руководитель Луговова Н.С.

4. Родители детей из вышеперечисленных групп.

 

РЕСУРСЫ ПРОЕКТА:

1. Человеческие (дети, педагоги, специалисты, родители).

2. Материальные (оборудование, пособия, канцелярские товары, ТСО).

 

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

 

Апробировав проект, мы ждем определенных результатов:

• у родителей – должны сформироваться доверительные, партнерские отношения с детьми и педагогами;

• активизироваться деятельность родителей в жизни ребенка в дошкольном учреждении;

• участие в различных акциях, открывающих детям любящих, творческих, добрых родителей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План работы с родителями на учебный год (средняя группа)

 

Сентябрь

1. Анкетирование родителей «Сведения о ребёнке».

2. Изготовление папки – передвижки «Планируемые результаты работы с детьми в различных образовательных областях».

3. Проводить в вечернее время с родителями индивидуальные беседы на темы: адаптация, режим дня и последствия его нарушения.

4. Родительское собрание «Психолого- педагогические и физиологические особенности детей 4-5 лет». Презентация фотоотчета о летнем-оздоровительном периоде.

5. Консультация для родителей «Музыкальное воспитание в семье».

6. Буклет «Поиграйте с детьми».

 

Октябрь

1. Консультация «Эффективные средства и методы закаливания».

2. Индивидуальная консультация: «Если ребёнок плохо ест».

3. Осеннее развлечение с родителями и детьми «Закружилась в небе осень».

4. Выставка поделок из природного материала «Дары осени».

 

Ноябрь

1. Консультация «Капризы и упрямство».

2. Индивидуальные беседы с родителями о необходимости проводить вакцинацию против гриппа и ОРВИ.

3. Консультация «Развитие речи детей дошкольного возраста».

4. Папка-передвижка «Ко Дню матери».

5. Совместный досуг с родителями «Ах, какая мама».

6. Проводить в вечернее время с родителями индивидуальные беседы на тему:

— одежда детей в группе,

— продолжаем формирование навыков одевания и кормления.

 

Декабрь

1. Консультация «Грипп. Меры профилактик. Симптомы данного заболевания».

2. Беседа «Чесночницы – одна из мер профилактики вирусных инфекций».

3. Попросить помощи родителей в подготовке к Новогоднему празднику, украсить группу, подготовить новогодние подарки.

4. Конкурс поделок «Зимние чудеса».

 

Январь

1. Консультация «Понимаем ли мы друг друга».

2. Проводить беседы с родителями о необходимости соблюдения режима дня, принятого в детском саду, приводить детей к 8 часам.

3. Памятка для родителей. «Родительские заповеди».

 

Февраль

1. Консультация «Роль отца в воспитании ребенка».

2. Беседа «Что значит быть хорошим отцом? ».

3. Анкетирование «Растем, играя».

4. Родительское собрание: «Формирование культурно – гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста».

5. Папка-передвижка по теме: «23 февраля».

6. Изготовление кормушек для птиц.

 

Март

 

1. Коллективная поделка к празднику 8 Марта.

2. Папка – передвижка «Милая мама».

3. Фотовыставка «Наши мамы и бабули».

4. Совместный праздник детей, мам и бабушек.

5. Индивидуальная беседа на тему: «Мультфильмы: за и против».

6. Буклет «Правила безопасности для детей. Безопасность на дорогах».

 

Апрель

 

1. Беседа «Детский рисунок – ключ к внутреннему миру ребенка».

2. Консультация «Аппликация для малышей. Волшебная бумага».

3. Буклет «Научите ребенка любить живую природу».

4. Индивидуальная беседа: «Выходной с пользой».

5. Консультация «Как избавить ребенка от вредной привычки?».

6. Папка-передвижка «Весна».

 

Май

 

1. Родительское собрание «Вот какие мы большие».

2. Папка-передвижка «День Победы».

4. Консультация «Питание ребенка летом».

6. Папка — передвижка «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План работы с родителями на учебный год (старшая группа)

Сентябрь

1. Адаптационные мероприятия с вновь поступившими детьми и детьми, вернувшимися с летних каникул.

2. Оформление информации на сайте детского сада «Осень наступила, мы поем и играем».

3. Рекомендации для родителей: «Как подготовить ребенка к детскому саду».

4. Памятка для родителей «Детей учит то, что их окружает».

Октябрь

1. Родительское собрание: «Знаете ли вы своего ребенка».

2. Консультация для родителей: «Почему дети разные».

3. Памятка: «Как одевать ребенка дома и на улице».

4. Музыкально-литературное развлечение «Осень – непогодушка».

Ноябрь

1. Оформление выставки детских работ: «Самая любимая – мамочка моя!».

2. Консультация для родителей: «Поговори со мною, мама!».

3. Памятка для родителей: «Искусство наказывать и прощать».

4. Совместный досуг «День матери».

Декабрь

1. Родительское собрание: «Капризы и упрямства детей дошкольного возраста».

2. Консультация для родителей: «Зимние травмы».

3. Оформление семейных рисунков: «Новый год у ворот».

4. Новогодний утренник. Роли сказочных героев исполняют родители.

Январь

1. Консультация для родителей: «Воспитание дружеских отношений в игре».

2. Памятка для родителей: «Как читать детям».

3. Рекомендации для родителей: «Учим ребенка ходить в концертный зал, театр».

4. Памятка для родителей: «Нравственно-патриотическое воспитание детей»

Февраль

1. Родительское собрание: «Как ребенку справиться с эмоциями».

2. Оформление стенда «Наши замечательные папы».

3. Музыкально – физкультурное мероприятие с родителями, посвященное Дню защитника Отечества: «Доблестные защитники страны».

4. Выставка детских рисунков, посвященная Дню защитника Отечества.

Март

1. Консультация для родителей: «Основные пункты в психическом развитии детей, на которые следует обратить внимание».

2. Выставка детских рисунков: «Маму я люблю свою».

3. Музыкальное мероприятие с родителями, посвященное Международному женскому дню.

4. Памятка для родителей: «Весенние опасности».

Апрель

1. Консультация для родителей: «Какие игрушки необходимы детям».

2. Памятка для родителей: «Как сохранить зрение ребенка».

3. Рекомендации для родителей: «Что должен уметь в старшей группе».

4. Тест «Какой вы родитель? »

Май

1. Родительское собрание: «Возрастные особенности детей 5-6 лет».

2. Экскурсия в Музей Мирового Океана: «Морские обитатели».

3. Папка – передвижка «Трудные военные годы».

4. Консультация для родителей: «О летнем отдыхе детей».

План работы с родителями на учебный год (подготовительная группа)

Сентябрь.

1. Беседа «Игрушки в жизни ребёнка 6-7 лет».

Распространение педагогических знаний среди родителей, теоретическая помощь родителям в вопросах воспитания детей.

2. Консультация «Семья – мой дом родной. Влияние семьи на развитие ребёнка».

Формировать знания о влиянии семьи на развитие ребёнка.

3. Беседа «Безопасность на дороге. Легко ли научить ребёнка правильно вести себя на дороге» Реализация единого воспитательного подхода по обучению детей правилам дорожного движения в д\с и дома.

4. Консультация «Права и обязанности родителей».

Формирование знаний о правах и обязанностях родителей.

5. Индивидуальные консультации: «Одежда детей в группе». Напомнить, что температурный режиме в группе благоприятно влияет на самочувствие детей.

Октябрь.

1. Родительское собрание «Готовимся в школу вместе» Ознакомление родителей с планом на год. Привлечение родителей к участию во всех мероприятиях.

2. Беседа. «Правила поведения дошкольника. Культурно- гигиенические правила». Соблюдать правила поведения в группе, поощрять тёплые взаимоотношения друг с другом.

3. Консультация. «ОРЗ. Профилактика ОРЗ». Ознакомление родителей с основными факторами, способствующими укреплению и сохранению здоровья детей в домашних условиях и условиях д\с.

4. Консультация. «Речевое развитие детей 6-7 лет».

Дать родителям необходимые знания о развитии речи старших дошкольников.

5. Осенний праздник: «Несмеяна — осень» Вовлекать родителей в совместное с детьми творчество, призывать их развивать творческие способности своих детей.

Ноябрь.

1. Консультация «Секреты психологического здоровья».

Помочь родителям в вопросе создания эмоционально положительной атмосферы в семье

2. Индивидуальные беседы. «Формируем навыки самообслуживания у ребёнка».

Ознакомление родителей с задачами по формированию навыков самообслуживания.

3. Консультация. «Как развивать память у детей».

Формирование единого подхода к развитию памяти детей в детском саду и дома.

4. Праздник «День матери».

Помощь родителей в воспитании любви, уважения к мамам, донести до детей, что дороже мамы никого нет, что мама – самый близкий и лучший друг.

Декабрь.

1. Родительское собрание. «Здоровый образ жизни. Нужные советы». Создание условий для осознания родителями необходимости совместной работы д\с и семьи.

2. Консультация «Помогите детям запомнить правила пожарной безопасности» Дать знания о том, как научить детей запомнить правила пожарной безопасности.

3. Консультация «Готовим руку дошкольника к письму». Дать рекомендации родителям по подготовке ребёнка к школе.

4. Семейный конкурс «Зимняя сказка» выставка рисунков.

Привлечение родителей к работе детского сада.

5. Праздник «Новый год». Вовлечь родителей и детей в подготовку к новогоднему празднику.

Январь.

1. Беседы. «Закаливание – одна из форм профилактики простудных заболеваний детей».

Ознакомление родителей с задачами по сохранению и оздоровлению детей и формированию навыков самообслуживания.

2. Консультация «Всё о детском питании».

Формирование единого подхода к правилам питания в детском саду и дома.

3. Беседа. «Как провести выходной день с ребёнком? »

Предложить родителям ряд мероприятий и приёмов проведения выходного дня с ребёнком.

4. Индивидуальные беседы на тему: «Детская агрессивность».

Февраль.

1. Домашние поделки из солёного теста на тему: «Масленица» Продолжать привлекать родителей к совместной изобразительной деятельности дома, активизация творчества родителей и детей.

2. Индивидуальные беседы с папами, тема: «Кого вы считаете главным в воспитании ребенка? ».

Выявление и анализ информации о том, какую роль в воспитании детей занимают папы и дедушки. Прививать любовь к мужчине (папе, дедушке).

3. Музыкально-спортивное развлечение «День защитника Отечества».

4. Фотогазета «Самый лучший папа мой!». Привлечь мам и детей к оформлению выставки, воспитывать желание делать подарки.

Март.

1. Праздник «Мамочка любимая моя!».

Привлечение родителей к работе детского сада. Демонстрация творческих

способностей детей, умений и навыков.

2. Выставка работ детей к 8 марта «Мамочке любимой».

Прививать детям любовь к природе.

3. Совместное создание в группе огорода.

Приобщить родителей к созданию в группе огорода, продолжать знакомство детей с растениями, уходу за ними.

4. Консультация «Развитие творческих способностей ребенка».

Осветить родителям требования программы по изодеятельности старших групп.

Апрель.

1. Памятка. «Как предупредить авитаминоз весной».

Предложить ряд витаминов и добавок к пищи детей весной.

2. Консультация. «Режим будущего школьника».

Выявление волнующих вопросов у родителей по теме: «Режим будущего школьника»

3. Привлечение родителей к субботнику на участке группы.

Способствовать развитию совместной трудовой деятельности детей и родителей.

4. Музыкально-спортивный праздник «Мама, папа, я – дружная семья». Развивать двигательную активность и совместный интерес в играх у детей и родителей.

Май.

1. Организация выставки — поздравления к Дню Победы.

Привлечь родителей к участию в празднике, воспитывать чувство патриотизма у детей

2. Итоговое родительское собрание «А ваш ребёнок готов к школе». Дать родителям информацию об уровне готовности детей к школе.

3. Памятка родителям: «Безопасное поведение детей на дороге».

Реализация единого воспитательного подхода по обучению детей правилам дорожного движения в д\с и дома.

4. Фотовернисаж: «Вот и стали мы на год взрослей».

Вовлечение родителей в подготовку к выпускному вечеру. Укреплять дружеские взаимоотношения в коллективе группы.