«Мы — хозяева Земли»

В рамках Фестиваля «Дети России за сохранение Природы!» в нашем детском саду 3  июня прошло открытое мероприятие: образовательная ситуация для детей старших групп «Мы- хозяева Земли»

Российская Федерация

Калининградская область 

Муниципальное автономное дошкольное образовательное  учреждение

                              Центр развития ребенка — детский сад № 9 «Улыбка»                           

238340 Калининградская область, г.Светлый, ул.Калинина, дом 9.

Тел.(факс): (8-401-52) 3-41-02, тел.: 3-02-88

e-mail: Ulibka-9@mail.ru

«Мы — хозяева Земли».

Образовательная ситуация  в подготовительной группе

Тема:  «Раздельный сбор ТБО и проблема в сфере обращения с отходами».

                                                                                                                                                                                           Воспитатель МАДОУ ЦРР

                                                                                                                                                                                              – д/с №9 «Улыбка»

Пахорукова Юлия Владимировна

Г. Светлый. 2015г.

Содержание:

Введение……………………………………………………………………………… стр. 3

Цель, задачи …………………………………………………………………………  стр. 4

Описание мероприятия ……………………………………………………………..  стр. 4

Заключение ………………………………………………………………………….   стр. 16

 

Введение

Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также взаимодействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек – это всего лишь часть природы. Это означает, что экологическая проблема встает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и других отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека на Земле. Она вырастает в проблему предотвращения стихийного воздействия людей на природу, в сознательно, целенаправленно, планомерно развивающееся  взаимодействие с нею. Такое взаимодействие осуществимо при наличии в каждом человеке достаточного уровня экологической культуры, экологического сознания, формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь.

В условиях надвигающейся экологической катастрофы громадное значение приобретает экологическое воспитание и воспитание человека всех возрастов и профессий.

Дошкольное учреждение уже сегодня призвано проявить настойчивость в воспитании нового поколения, которому присуще особое видение мира как объекта его постоянной заботы.

В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем современности.

Чтобы сохранить природу на планете, нужны образованные люди. От них будет зависеть ее судьба. И первые основы экологической культуры должны закладываться нами — дошкольными работниками.

Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны, формирование экокультуры и природоохранного сознания необходимо воспитывать с ранних лет, дошкольное детство — начальный этап формирования личности человека. В это же время закладываются позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и окружающим людям («Концепция дошкольного воспитания»).

Одной из основных задач воспитания и образования является формирование экологической культуры и природоохранного сознания, фундамент которых составляют достоверные знания по экологии и практические умения, направленные на охрану природы.

Деятельность людей продолжает вносить глубокие изменения в окружающую природу, поставив тем остро проблему выживания человеческого рода. Ученые считают, что непременным условием выживания является совершенствование самого человека, поднятие его нравственных качеств на уровень, соответствующий масштабам и скорости перемен в современном мире. Для реализации этого условия исключительную роль играет экологическое воспитание. Оно предполагает, прежде всего, осознание человеком себя как части макромира, связанной с ним бесчисленными неразрывными связями. Только такое осознание позволит строить гармоничные отношения с окружающей средой.

Воспитание человека как экологически направленной личности — труднейшая задача, но решать ее необходимо без промедлений. Особое место в решении должно занять дошкольное детство.

Цель – расширить и углубить знания детей о взаимосвязи мира природы и деятельности человека, как хозяйственной, так и природоохранной.

Задачи:

1) ОО «Познание»

— закрепить знания детей о свойствах различных материалов;

— уточнить знания детей о причинах возникновения мусора;

— активизировать словарь (сортировать, бросовый материал, бытовые отходы, компостная куча);

— формировать представления детей об утилизации мусора, о целесообразности   вторичного использования бытовых и хозяйственных отходов;

— стимулировать интерес к исследовательской деятельности, совершенствовать умение оперировать имеющимися знаниями, обобщать, делать выводы;

2) ОО «Труд»

— мотивировать к раздельному сбору ТБО;

— вызвать желание у детей трудиться, добросовестно относиться к работе. Развивать у         детей ценностное отношение к общественно – полезному труду;

3) ОО «Социализация»

—  формирование социально-активной позиции по защите и сохранению окружающей среды города;

-формирование осознания индивидуальной ответственности за решение проблемы благоустройства города 

Описание образовательной ситуации

Предварительная работа.

• Прогулки, целевые походы, экскурсии и повседневные наблюдения. Изучение и анализ экологического состояния объектов ближайшего окружения, участка детского сада, двора, парка и т. д.

• Участие в экологических акциях «Чистый двор», «Чистая улица», «Мы — хозяева Земли», субботники.

• Помощь дворнику в уборке территории детского сада.

• Проведение опыта «Что произойдет с мусором, если его закопать в землю? »

• Чтение рассказа В. Сухомлинского «Две девочки».

• Беседы на тему: «Какой вред природе может нанести консервная банка (полиэтиленовый пакет) ».

• Разучивание стихотворения А. Усачёва «Мусорная фантазия».

• Проведение семейного конкурса поделок из бросового материала (работа в творческой мастерской «Мусорное рукоделие»). Оформление выставки.

• Сюжетно-ролевые, дидактические игры на природоохранные и экологические темы (Лото, Найди пару и т. п.)

• Труд в природе (сбор листьев для компостной ямы, посадка и уход за овощами на огороде и т. д.)

Материал и оборудование.

Большой стол с набором «мусорных вещей» (стеклянные бутылочки и жестяные банки, электрическая лампочка, картонная коробка, салфетки, фантики, обрезки цветной бумаги, газеты, фольга, сломанные карандаши, пластмассовые детали игрушек, лоскутки ткани, полиэтиленовые пакеты, пластиковые бутылки и упаковки).

Контейнеры для раздельного сбора ТБО с табличками (бумага, стекло, пластик).

Подарки Природы на подносе (чаши с  песком и с углем, часть ствола дерева, бутылочка с нефтью).

Выставка поделок из бросового материала.

Костюм Матушки Природы (венок из цветов, одежда зеленых и коричневых тонов, большая сумка через плечо с объемистым карманом).

«Волшебный мешочек» с карточками по числу детей (изображения  дерева, песка и нефти в равных количествах).

Плакат с изображением мусорной свалки.

Презентация

Музыка Природы (пение птиц, Весенний лес и др.)

Ход образовательной ситуации

Под музыку леса входит Матушка Природа с подарками.

Природа: Здравствуйте, ребята. Угадайте — кто я такая? Я большая и красивая? У меня есть деревья, цветы и травы, Солнце, воздух и вода, а также много другого. Без меня не может жить ни человек, ни другие живые существа, потому что все они являются моей частью

Дети: К нам пришла Матушка Природа.

Природа: Вы правы. Я рада побывать здесь сегодня, и пришла я к вам не с пустыми руками, а с подарками.

Я дарю вам часть моего дерева — крепкую древесину. Можете использовать ее для своих нужд.

Кладет древесину на первый стол.

Также я дарю вам свой драгоценный песок.

Ставит чашу на второй стол.

И наконец, я дарю вам свое сокровище — уголь и нефть. Долгие века я хранила их в своих недрах, можете ими воспользоваться.

Ставит бутылочку и уголь на третий стол.

Природа: Я предлагаю вам, разделится на 3 команды, но не просто так, а с помощью «Волшебного мешочка». Выбирайте каждый себе карточку с изображением какого-либо из моих подарков.

Дети делятся на 3 команды

Природа: Ребята, как человек использует мои многочисленные подарки?

Что люди научились делать из песка?

Дети: Стекло.

Природа: Что человек изготавливает из древесины?

Дети: Мебель, карандаши, бумагу и т.д.

Природа: Для чего нужны полезные ископаемые: уголь, газ, нефть?

Дети: Благодаря топливу работают заводы, ходят автомашины, в наших домах тепло и светло. А ещё из нефти делают пластиковую упаковку.

Природа: Вы всё правильно ответили, а теперь присаживайтесь за соответствующий стол. ( Дети рассаживаются за столы)

Природа: Ребята, а что происходит с этими вещами после их использования?

Дети: Мы их выкидываем.

Природа: Давайте обсудим, что же вы возвращаете мне в ответ за мои дары (демонстрация стола с мусором).

Матушка Природа  работает с 1 группой.

Природа: Найдите на столе отходы древесины, которые человек возвращает Природе в ответ на ее дары. ( Дети находят). Как вы думаете, природа их принимает?

Дети: У природы есть микробы, которые питаются древесиной и превращают её со временем в почву.

Природа: Да, я принимаю отходы древесины. Однако – процесс превращения древесины в почву очень медленный, поэтому я возьму только часть древесины.

( Дети складывают часть отходов  древесины к ногам природы).

Природа: А что же делать с остальной древесиной?

Дети: Можно сжигать. Она хорошо горит, можно обогревать дом, готовить еду.

Матушка Природа  работает со  2 группой.

Природа: Найдите на столе отходы стекла (Дети находят). Как вы думаете,  природа  их принимает?

Дети: Нет, не принимает. У неё нет микробов, которые питаются стеклом. Стекло может пролежать в земле несколько сотен лет и никак не измениться.

Природа: Да. Я не могу принять стекло. Мне они не нужны.

(Дети складываю отходы стекла  к ногам Природы).

Ведущая работает с 3 группой.Природа: Ребята, найдите на столе отходы  пластиковой упаковки. Как вы думаете, есть ли у меня микробы, которые питаются пластиком?

Дети: Таких микробов не существует. Поэтому пакет будет лежать на земле 200 лет, а сломанная игрушка – 500 лет.

Природа:  Более того, если пластик попадает в мое тело, я начинаю болеть. Это страшный яд для моей земли, воды и воздуха. Это отрава для рыб, зверей и птиц. Я не могу принять пластик.

(Дети складывают отходы пластика к ногам Природы)

Природа: Посмотрите ребята, сколько накопилось отходов, которые Природа не может принять. Из наших отходов получилась целая мусорная гора. Как назвать мусор другими словами?

Дети: Сор, отходы, отбросы, хлам, бросовый материал.

Природа: Все это называют Твердыми Бытовыми Отходами или коротко ТБО. Давайте проговорим вместе.Природа: Ребята, а куда люди складывают отходы?

Дети: Отходы попадают в мусорное ведро, затем — в контейнер.

Природа: А куда вывозят контейнеры с мусором?

Дети: На свалку.

Природа: Твёрдых бытовых отходов  с каждым годом становится всё больше, расходы на их утилизацию постоянно увеличиваются. Для складирования мусора создаются свалки (демонстрация плаката с изображением свалки). Для уничтожения отходов раньше использовались специальные мусоросжигательные установки. Сейчас же мусор вывозят на перерабатывающие заводы. Дети, а какую опасность представляют собой свалки, которые располагаются вблизи рек, озёр и поселений?

Дети: На этих свалках развиваются микроорганизмы, которые попадают в подземные воды; крысы, обитающие на свалках, являются переносчиками опасных болезней.

Природа: А какие ещё животные обитают на свалках?

Дети: Собаки, кошки. Рядом со свалками зимой и летом можно видеть стаи галок, ворон и грачей.

Природа: Почему птицы не улетают зимой в тёплые края?

Дети: Это всеядные птицы. Им не страшен холод, если они сыты. Эти птицы кормятся на мусорных свалках.

Природа: А давайте поиграем с вами в одну очень интересную игру « Матушка Земля».

Сейчас будет звучать музыка, и вы должны будете ходить по кругу друг за другом. Когда музыка станет звучать тише, то вы должны будете выполнять мои определённые  команды. Если я скажу «дерево» — то вы поднимите руки вверх, «ручей» — положите ладошки друг другу на плечи по кругу, «камень» — опустите руки вниз, как — будто вы камень, «трава» — присесть.

Дети играют, а потом присаживаются на свои мест

Природа: Вам нравится, когда много мусора вокруг? Можем ли мы с вами что-то сделать, чтобы мусора вокруг нас стало меньше (ответы детей).

Природа: Часто мы наблюдаем, как мусор закапывают в землю. Для чего это делают? Всё ли перегнивает в земле? (Предположения детей.) Чтобы узнать, кто из вас прав, давайте вспомним опыт, который вы проводили.

Дети: Мы закопали в ящик с землёй консервную банку, кусок картона, полиэтиленовый пакет, лоскуток ткани, огрызок яблока другие отходы. Выставили ящик на улицу. Через один месяца раскопали землю и посмотрели, что произошло с этими предметами (дети рассказывают о результатах опыта).

Из всех закопанных предметов в первую очередь начали гнить шкурка от банана,   т. е. пищевые отходы, бумага только начала разлагаться, картон отсырел, жестяная банка покрылась ржавчиной, стеклянная баночка, пластиковый пакет и бутылка не изменили своего состояния.

Природа:  Ребята, посмотрите на наши отходы. Есть ли среди содержимого нашей мусорной кучи предметы, которые можно повторно использовать? (Предположения детей.) Что люди делают с газетами?

Дети: Газеты расстилают на полу во время ремонта. Старыми газетами растапливают печку на даче. Из журналов можно вырезать картинки.

Природа: Как вы думаете, что люди делают с пластиком? Если люди пластик сжигают, в воздух поднимается ядовитый дым. Как можно использовать пластиковые бутылки?

Дети: Разрезать пополам и выращивать в них рассаду. Изготовить кормушки для птиц. Пластиковую бутылку можно использовать снова для продуктов или сделать из нее какую-нибудь поделку, или вещь, которую мы будем использовать дома (карандашница, вазочка, кормушка, украшение и пр.).

Рассмотреть выставку поделок из ненужных вещей.

Природа: А я уже обратила внимание на вашу выставку из ненужных вещей. Очень красивые поделки.

Природа: А ещё мы можем сдать пластик в пункт приёма пластиковой тары, они отвезут на завод и там  переплавят пластик и изготовят новую пластиковую упаковку или игрушки.

Природа: Что можно сделать с бутылками и банками из стекла?

Дети: Бутылки можно сдать в пункт приема стеклотары. А битую стеклянную тару можно сдать в пункт приема стекла, чтобы ее отвезли на завод и там переплавили в новые бутылки и банки.

Природа: Давайте подведём итог: отходы могут меньше загрязнять природу, если их повторно использовать. А для этого мусор необходимо сортировать. Сейчас мы узнаем, сможете ли вы справиться с нашей кучей и рассортировать весь мусор по специальным контейнерам.

Подвижная игра «Кто быстро и правильно соберет мусор в контейнер».

Поочередно дети из каждой группы переносят «мусор» в соответствующие контейнеры поштучно

Природа: Спасибо, ребята. Вы очистили меня от мусора, теперь мне будет легче жить. Надеюсь, что вы всегда будете помнить о последствиях своих поступков и станете «Настоящими хозяевами Земли».

Природа: Ребята, что нового вы сегодня узнали?

Дети: Мы узнали, что отходы могут не загрязнять природу, если их повторно использовать. Мусор необходимо сортировать.

Природа: Если каждый человек будет стремиться сделать чище свой двор, улицу, город, все люди будут дышать свежим воздухом, пить чистую воду, любоваться красотой земли. Ведь ухоженную землю имеет тот, кто ее ценит и бережет! Давайте не будет откладывать на завтра то, что можно сделать сегодня и проведём  акцию «Чистый двор».

Дети надевают  перчатки, берут контейнеры для раздельного сбора мусора и идут собирать мусор по территории детского сада.

Заключение

На этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональное впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Но только при одном условии – если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

В работе с дошкольниками по экологическому воспитанию мы используем интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь исследовательской деятельности, музыки, изобразительной деятельности, физической культуры, игры, театральной деятельности, литературы, моделирования, просмотра телепередач, экскурсий, а также организации самостоятельной деятельности детей, т. е. экологизацию различных видов деятельности ребенка.

Работа с детьми мы обращаем огромное внимание на сотрудничество, сотворчество педагога и ребенка, родителей и детей. Занятия строятся с учетом наглядно-действенного и наглядно-образного восприятия ребенком окружающего мира и направлены на формирование экологических знаний (знания о мире животных; знания о растительном мире; знания о неживой природе; знания о временах года) и экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам.

Разработанная нами образовательная ситуация по повышению уровня экологической воспитанности старших дошкольников показала свою эффективность: у детей развивается устойчивый интерес к труду, добросовестное отношение к работе дворников и уборщиков территорий, развивается ценностное отношение к общественно – полезному труду, к охране природы.

P1290284 P1290297 P2080345 P2080346 P2080347 P2110384 P2110387 P2110397 P2110400 P2110409