Эко-кружок «АИСТЕНОК»

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ_Страница_1

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

  1. Учебный – тематический план старшая группа
  2. Учебный – тематический план подготовительная группа
  3. Пояснительная записка
  4. Перспективный план работы старшая группа
  5. Перспективный план работы подготовительная группа
  6. Литература

УЧЕБНЫЙ — ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

СТАРШАЯ ГРУППА

ГРУППА ТЕМА КОЛИЧЕСТВО           ВРЕМЯ (мин)
старшая Что такое природа 1 25
  Все в природе взаимосвязано 1 25
  Грибы – особое царство 1 25
  Мы друг другу нужны 1 25
  Что такое погода? 1 25
  Эко. Сказка «Жила была капелька» 1 25
  Неживая природа зимой 1 25
  Океаны, моря, реки 1 25
  Сказка про то, как животные хвостами менялись 1 25
  Стихия мира — воздух 1 25
  Эко. сказка о ветерке 1 25
  Живые недельки 1 25
  Уши разные нужны, уши разные важны 1 25
  Носы нужны не только для красы 1 25
  Модель «Животные» 1 25
  Птицы вестники весны 1 25
  Что есть у каждого растения? 1 25
  Весенние цветы и травы 2 50
всего   20 475

Старшая группа

 

неделя месяц год время
1раз 4 раза 40 25 мин

Воспитатель: Авсеевич Ирина Михайловна

 

УЧЕБНЫЙ — ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА

 

ГРУППА ТЕМА КОЛИЧЕСТВО           ВРЕМЯ
подготовительная Природный светофор 1 30
  Человек – часть природы 2 60
  Грибы , кто они и кому нужны 1 30
  Кто и как разносит семена 1 30
  Куда деваются листья 1 30
  Влаголюбивые комнатные растения 2 60
  Эко.сказка «Жила была речка» 1 30
  Человек живет в городе 1 30
  Сказка про то, как животные домами менялись 1 30
  Как увидеть воздух? 1 30
  Живые деньки 1 30
  Как услышать воздух 1 30
  Уши разные нужны, уши разные важны 1 30
  Эко.сказка о ветерке 1 30
  Носы нужны не только для красы 1 30
  Животные 1 30
  «Звери» 1 30
  «Рыбы» 1 30
всего   20 600

Подготовительная группа

 

неделя месяц год время
1раз 4 раза 40 30 мин

 

Воспитатель: Авсеевич Ирина Михайловна                

Пояснительная записка.

Программа ,,Аистенок” нацелена на общее гармоничное, психическое, духовное, физическое развития ребенка. Большое внимание уделяется экологическому развитию детей.

Содержание  и формы работы могут конкретизироваться в зависимости  от возможностей детей и поставленных образовательных задач.

В основе содержания программы ,,Аистенок” лежит интерес к природе, как особому  объекту  познания.

В планировании программы ,,Аистенок” указано содержание работы, задачи экологического развития, необходимое оборудование. Материал распланирован по месяцам, неделям.

Имеет критерии доступности:

—  понятные и близкие детям образы в соответствии с возможностями и представлениями об         окружающем мире;

—  красочные;

—  доступные;

        Цель программы – формирование у дошкольников   бережного отношения к живому, посредством обогащения чувственно – эмоционального опыта общения с природой, путем широкого использования   моделирования и опытнической работы.

       Эффективное развитие дошкольника происходит благодаря познавательной активности — природа щедро наградила ею ребенка в этот возрастной период. Очень важно, чтобы содержание учебного материала не оставалось для ребенка невостребованным грузом. Поэтому на протяжении всего дошкольного возраста окружающие ребенка взрослые должны создавать благоприятные условия для развития у него любознательности, познавательной активности, интереса к поисковой экологической деятельности. Это означает, что родители и педагоги, объединив усилия, должны сообща решать следующие образовательные и воспитательные задачи:

  • развитие у дошкольников   представлений об окружающем мире;
  • формирование у детей умений и навыков по уходу за растениями и животными путем моделирования;
  • формирование у детей осознанного понимания взаимосвязей  в природе с помощью моделей и учета этого в их практической деятельности;
  • воспитание познавательных интересов, любознательности, способности к самостоятельной исследовательской деятельности;
  • формирование навыков элементарного экспериментирования;
  • развитие творчества, воображения,  мышления, внимания;
  • обучение азам элементарной экологической безопасности;
  • воспитание у детей любовного, заботливого отношения к природе путем систематического, целенаправленного общения дошкольников с окружающей средой.

Решение этих задач  происходит через моделирование, дидактические игры, КВН, экологические праздники.

Дидактические игры с использованием метода моделирования дети включают в самостоятельную деятельность, а так же при подготовке и проведению досугов.

Развитие ребенка во многом определяется его собственной активностью. Именно поэтому в данной программе большое внимание уделяется свободной самостоятельной деятельности детей и моделированию.

Предлагаемая программа рассчитана на детей 5-7 лет.

Сроки реализации программы  — 2 года  – в старшей и подготовительной группе детского сада общего типа.

Занятия проводятся по подгруппам (10 человек)  1 раз в неделю. Фронтальное проведение занятий нецелесообразно, т.к. в ходе такой организации трудно обеспечить активное участие каждого ребенка, а также создать безопасные условия для самостоятельного проведения детьми опытов и экспериментирования. Таким образом, в месяц проводится по 2 занятия с каждой подгруппой.

Длительность занятий 25 мин в старшей группе,

30 мин – в подготовительной группе/

В программе по экологии «Аистенок» предусматривается подключение и других специалистов: логопед, психолог, музыкальный руководитель, педагог по физическому развитию.

В ходе обучения  целесообразно отдавать предпочтение занятиям поискового характера, с созданием проблемной ситуации. Это позволяет сделать ребят активными участниками обсуждения, а не пассивными слушателями.

Алгоритм построения познавательных занятий      

1. Интересное начало — точка удивления.

2. Игры на систематизацию знаний («Чем похожи, чем отличаются?», «Что сначала, что потом?», «Системный оператор» и др.).

3. Сообщения детей.

4. Физминутка (не нарушающая логики занятия).

5. Опытно-экспериментальная деятельность.

6. Умозаключения детей на основе опытов, моделей.

7. Решение проблемных задач, ситуаций.

8. Продуктивная деятельность (рисование, лепка, конструирование, домашнее задание).

Такой алгоритм занятия позволяет с помощью системы активных методов включить в деятельность каждого ребенка, поставить его в личностно-развивающую ситуацию, обеспечивающую становление своего опыта, выработку своего знания, собственного мнения, собственной структуры деятельности. Модель построения занятия может меняться в зависимости от задачи.

Критерии освоения программы:

  • Дети владеют основами элементарной культуры мышления  (обладают навыками практического экспериментирования, моделирования, предметных способов решения практических задач, поиска новых способов и средств  решения практических задач);
  • У детей сформирована согласно возрастным возможностям картина окружающего мира (элементарные представления об окружающем: о человеке, живой и неживой природе и о бережном отношении ко всему живому);
  • У детей сформированы элементарные экологические представления (сформированы общие познавательные способности наблюдать, описывать, сопоставлять, находить причины и следствия событий, классифицировать) 

Старшая группа 

  1. Действовать в соответствии с моделями, определяющими условия и содержание деятельности:
    • высказывать предположения об ожидаемом результате, обозначать его с помощью условного символа;
    • определять цель деятельности, условия ее достижения;
    • с помощью взрослого составлять модель этапов деятельности.
  1. Уметь сверять результат деятельности с целью и корректировать свою деятельность.
  • Анализировать, выявлять существенные признаки объектов, особенности их взаимодействия.
  • Познакомиться с понятиями система, подсистема. Связи с системами и несистемами. Анализировать объекты, предметы и явления окружающего мира, их внутренние и внешние связи, противоречивость их свойств, изменения во времени и т.п.

Подготовительная  группа.

  1. Уметь самостоятельно действовать в соответствии с алгоритмом, моделью, достигать результата и обозначать его с помощью условного символа. По обозначенной цели составлять алгоритм, определяя оборудование и действия с ним. Обнаруживать несоответствие цели и действий корректировать свою деятельность.
  2. Совершенствовать умение определять, анализировать структуру, свойства, признаки, особенности взаимодействия объектов. Самостоятельно  (на основе моделей) проводить опыты с веществами  (взаимодействие твердых, жидких и газообразных  веществ, изменение их свойств при нагревании, охлаждении и механических воздействиях).
  3. Развивать умение анализировать объект и представлять его в системе взаимосвязей и взаимообусловленностей (строение, функционирование, назначение; его существование во времени и пространстве и пр.)

При  отборе содержания программы руководствовались следующими принципами:

  • Принцип научности. Детям даются только достоверные научные знания, которые не могут быть опровергнуты.
  • Принцип доступности. Все знания должны соответствовать возрастному уровню детей-дошкольников. Пояснения должны опираться на имеющийся опыт детей, иметь наглядную основу.
  • Принцип развивающего эффекта содержания. Знания должны опираться на зону ближайшего развития детей, обеспечивать усвоение ребенком способов познания, исследовательской деятельности.
  • Принцип системности. Все знания должны быть связаны друг с другом, обеспечивать  создание у ребенка целостной картины мира.
  • Краеведческий принцип. Чтобы обеспечить связь приобретаемых знаний с повседневной жизнью дошкольника, необходимо опираться на его ближайшее окружение — ознакомление с детским садом и его территорией, микрорайоном, родным городом. Рассказы о разных видах ландшафтов должны подкрепляться экскурсиями и целевыми прогулками. Организуя наблюдения, мы опираемся на климатические условия родного края, местный фенологический календарь, показываем детям явления природы, присущие именно нашей местности.
  • Принцип востребованности. У ребенка не должно быть невостребованных знаний. Все, что ребенок узнает в процессе обучения, должно перейти в его активный опыт, использоваться в его повседневной жизни. Иначе знания ложатся тяжелым грузом, задействуя лишь механическую память, делают процесс обучения неактуальным, отбивают у ребенка желание узнавать новое.                                                  

                                                     Условия реализации программы.

        Первым условием имеет смысл определить использование здоровьесберегающих образовательных технологий, которые позволяют организовать процесс воспитания и обучения таким образом, чтобы ребенок, мог усваивать экологическую культуру человечества без излишнего для данного возраста физического и психического напряжения, подрывающего здоровье.

Второе условие — высокий уровень качества образовательных программ и их методического обеспечения, содержание которых позволит педагогам строить воспитательно-образовательный процесс в соответствии с современными требованиями и уровнем развития общества и одновременно без излишней нагрузки для дошкольника.

Третье условие — обогащение предметно-пространственной среды, наполнение которой предоставляет ребенку возможности для саморазвития.

Организация среды должна учитывать не только дидактические позиции педагогов, но и видение самого ребёнка. По этой причине имеет смысл предоставлять ребёнку возможность также участвовать в создании среды через:

— самостоятельное расположение игрового материала,

— максимальную его доступность;

— активное использование развивающих, дидактических и других игр. В этом случае предметно-пространственная среда и будет выполнять развивающую роль,  стимулировать самостоятельную исследовательскую деятельность ребенка, создает оптимальные условия для активизации хода саморазвития.

Для формирования экологических представлений создается исследовательский центр в группе, в хорошо освещенном месте.  В исследовательском центре изготавливают вместе с детьми макеты разных климатических зон, собирают коллекции камней, моделей.

Четвертое условие — обеспечение психологического комфорта ребенка в образовательном учреждении с целью сохранения физического и психического здоровья.

Для  наиболее эффективной организации педагогического процесса, в программе использован проблемный метод обучения, моделирование, опытническую деятельность.

Мы выделяем несколько основных требований к созданию предметно-развивающей среды для формирования экологического воспитания.

  1. Безопасность. Все оборудование, дидактический материал, пособия, материал для опытнической работы и элементарных экспериментов должен быть безопасным, из небьющихся материалов, нетоксичным.
  2. Гуманистическая направленность. Недопустимо, на наш взгляд, использовать в пед.процессе «расчленение» фигуры человека, препарировать насекомых, допускать гибель растений в ходе опытнической работы. Все это способствует воспитанию черствости и душевной глухоты.
  3. Доступность. Материал для освоения знаний должен быть доступен детям в свободной деятельности. Иначе как же они проявят свою заинтересованность и инициативу? Исключение могут составлять некоторые материалы, которые требуют присутствия взрослого. Однако большинство  должно быть доступно детям. При этом необходимо введение правил пользования данными предметами, чтобы избежать беспорядка и несчастных случаев.
  4. Педагогическая целесообразность. Все пособия и оборудование должны быть простыми и ясными для понимания дошкольника, отражать реальную картину мира.

 

Ожидаемые результаты:

  • Формирование у детей дошкольного возраста ключевых экологических, общечеловеческих ценностей;
  • Освоение детьми элементарных экологических, естественнонаучных представлений, как базовой основы для усвоения предметов экологического цикла в школе;
  • Проявляющиеся в познавательной деятельности навыки  культуры мышления, сформированные способности к исследовательской деятельности. 

Формы подведения итогов реализации программы:

  • Итоговые занятия; беседы; викторины, экологические акции.
  • Диагностика усвоения экологического воспитания.
  • Совместные экологические проекты.

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. Москва, Просвещение, 1992.
  2. Аткинсон С. Энциклопедия окружающего мира. Астрономия. Москва, Росман, 1999.
  3. Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов о животных Ярославль, Академия развития, 1997.
  4. Ашиков В. Семицветик — программа культурно-экологического образования дошкольников//Дошкольное воспитание. 1998 №2, стр.34.
  5. Большая энциклопедия для дошкольника. Москва, Олма-Пресс, 1999.
  6. Бобылева Л, Дупленко О. О программе экологического воспитания старших дошкольников//Дошкольное воспитание. 1998 №7, стр. 36.
  7. Валова З.Г., Моисеенко Ю..Е. Ребенок среди природы. Миснк, Полымя, 1985.
  8. Вересов Н. Мы-земляне. Программа по экологическому воспитанию старших дошкольников//Дошкольное воспитание. 1994, №12; 1995 №1, стр.19. Москва, Просвещение,1989.
  9. Виноградова Н.Ф. , Куликова Т.А. Дети, взрослые и мир вокруг. Москва, Просвещение, 1993.
  10. Газина О. Играя, изучаем природу//Дошкольное воспитание. 1995 №7, стр14.
  11.  Золотова Е.И. Знакомим дошкольников с миром животных. Москва, Просвещение, 1988.
  12. Зацепина В. Планета Земля- наш общий дом//Дошкольное воспитание. 1996, №7, стр.29
  13. Зебзеева В. О формах и методах экологического образования дошкольников//Дошкольное воспитание. 1998, №7, стр. 45
  14. Зенина Т. Работаем по программе «Юный эколог»//Дошкольное воспитание. 1996, №7, стр.42.
  15. Кондратьева Н.Н.  и др. Мы. Программа экологического образования детей. Санкт-       Петербург, «Детство-Пресс», 2000.
  16. Козлова С.А. Мой мир. Москва. Линка- Пресс, 2000.
  17. Королева А. Земля — наш дом//Дошкольное воспитание. 1998, №7, стр. 34.
  18. Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми. Минск, Асар, 1999.
  1. Николаева С.Н. Создание условия для экологического воспитания детей. Москва, Новая школа, 1993.
  2. Николаева С.Н. Как приобщить ребенка к природе. Москва, Новая школа, 1993.
  3. Николаева С.Н. Формирование начал экологической культуры//Дошкольное воспитание. 1998, № 1- 5, 1997 №7-12, 1996 №7.

23 .Попова Т.И. Мир вокруг нас. Москва, Линка- Пресс, 1998.

  1. Рыжова Н.А. Экологическое воспитание в детском саду. М.:Просвещение, 2001.
  2. Рыньков В., Юдина Т. Азбука экологического воспитания//Дошкольное воспитание. 1995, №5, с
  3. Фокина В. Экологическое воспитание — это воспитание нравственности, духовности и        интеллекта//Дошкольное воспитание. 1995 №7

 

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ