СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
- Учебный – тематический план старшая группа
- Учебный – тематический план подготовительная группа
- Пояснительная записка
- Перспективный план работы старшая группа
- Перспективный план работы подготовительная группа
- Литература
УЧЕБНЫЙ — ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
СТАРШАЯ ГРУППА
ГРУППА | ТЕМА | КОЛИЧЕСТВО | ВРЕМЯ (мин) |
старшая | Что такое природа | 1 | 25 |
Все в природе взаимосвязано | 1 | 25 | |
Грибы – особое царство | 1 | 25 | |
Мы друг другу нужны | 1 | 25 | |
Что такое погода? | 1 | 25 | |
Эко. Сказка «Жила была капелька» | 1 | 25 | |
Неживая природа зимой | 1 | 25 | |
Океаны, моря, реки | 1 | 25 | |
Сказка про то, как животные хвостами менялись | 1 | 25 | |
Стихия мира — воздух | 1 | 25 | |
Эко. сказка о ветерке | 1 | 25 | |
Живые недельки | 1 | 25 | |
Уши разные нужны, уши разные важны | 1 | 25 | |
Носы нужны не только для красы | 1 | 25 | |
Модель «Животные» | 1 | 25 | |
Птицы вестники весны | 1 | 25 | |
Что есть у каждого растения? | 1 | 25 | |
Весенние цветы и травы | 2 | 50 | |
всего | 20 | 475 |
Старшая группа
неделя | месяц | год | время |
1раз | 4 раза | 40 | 25 мин |
Воспитатель: Авсеевич Ирина Михайловна
УЧЕБНЫЙ — ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА
ГРУППА | ТЕМА | КОЛИЧЕСТВО | ВРЕМЯ |
подготовительная | Природный светофор | 1 | 30 |
Человек – часть природы | 2 | 60 | |
Грибы , кто они и кому нужны | 1 | 30 | |
Кто и как разносит семена | 1 | 30 | |
Куда деваются листья | 1 | 30 | |
Влаголюбивые комнатные растения | 2 | 60 | |
Эко.сказка «Жила была речка» | 1 | 30 | |
Человек живет в городе | 1 | 30 | |
Сказка про то, как животные домами менялись | 1 | 30 | |
Как увидеть воздух? | 1 | 30 | |
Живые деньки | 1 | 30 | |
Как услышать воздух | 1 | 30 | |
Уши разные нужны, уши разные важны | 1 | 30 | |
Эко.сказка о ветерке | 1 | 30 | |
Носы нужны не только для красы | 1 | 30 | |
Животные | 1 | 30 | |
«Звери» | 1 | 30 | |
«Рыбы» | 1 | 30 | |
всего | 20 | 600 |
Подготовительная группа
неделя | месяц | год | время |
1раз | 4 раза | 40 | 30 мин |
Воспитатель: Авсеевич Ирина Михайловна
Пояснительная записка.
Программа ,,Аистенок” нацелена на общее гармоничное, психическое, духовное, физическое развития ребенка. Большое внимание уделяется экологическому развитию детей.
Содержание и формы работы могут конкретизироваться в зависимости от возможностей детей и поставленных образовательных задач.
В основе содержания программы ,,Аистенок” лежит интерес к природе, как особому объекту познания.
В планировании программы ,,Аистенок” указано содержание работы, задачи экологического развития, необходимое оборудование. Материал распланирован по месяцам, неделям.
Имеет критерии доступности:
— понятные и близкие детям образы в соответствии с возможностями и представлениями об окружающем мире;
— красочные;
— доступные;
Цель программы – формирование у дошкольников бережного отношения к живому, посредством обогащения чувственно – эмоционального опыта общения с природой, путем широкого использования моделирования и опытнической работы.
Эффективное развитие дошкольника происходит благодаря познавательной активности — природа щедро наградила ею ребенка в этот возрастной период. Очень важно, чтобы содержание учебного материала не оставалось для ребенка невостребованным грузом. Поэтому на протяжении всего дошкольного возраста окружающие ребенка взрослые должны создавать благоприятные условия для развития у него любознательности, познавательной активности, интереса к поисковой экологической деятельности. Это означает, что родители и педагоги, объединив усилия, должны сообща решать следующие образовательные и воспитательные задачи:
- развитие у дошкольников представлений об окружающем мире;
- формирование у детей умений и навыков по уходу за растениями и животными путем моделирования;
- формирование у детей осознанного понимания взаимосвязей в природе с помощью моделей и учета этого в их практической деятельности;
- воспитание познавательных интересов, любознательности, способности к самостоятельной исследовательской деятельности;
- формирование навыков элементарного экспериментирования;
- развитие творчества, воображения, мышления, внимания;
- обучение азам элементарной экологической безопасности;
- воспитание у детей любовного, заботливого отношения к природе путем систематического, целенаправленного общения дошкольников с окружающей средой.
Решение этих задач происходит через моделирование, дидактические игры, КВН, экологические праздники.
Дидактические игры с использованием метода моделирования дети включают в самостоятельную деятельность, а так же при подготовке и проведению досугов.
Развитие ребенка во многом определяется его собственной активностью. Именно поэтому в данной программе большое внимание уделяется свободной самостоятельной деятельности детей и моделированию.
Предлагаемая программа рассчитана на детей 5-7 лет.
Сроки реализации программы — 2 года – в старшей и подготовительной группе детского сада общего типа.
Занятия проводятся по подгруппам (10 человек) 1 раз в неделю. Фронтальное проведение занятий нецелесообразно, т.к. в ходе такой организации трудно обеспечить активное участие каждого ребенка, а также создать безопасные условия для самостоятельного проведения детьми опытов и экспериментирования. Таким образом, в месяц проводится по 2 занятия с каждой подгруппой.
Длительность занятий 25 мин в старшей группе,
30 мин – в подготовительной группе/
В программе по экологии «Аистенок» предусматривается подключение и других специалистов: логопед, психолог, музыкальный руководитель, педагог по физическому развитию.
В ходе обучения целесообразно отдавать предпочтение занятиям поискового характера, с созданием проблемной ситуации. Это позволяет сделать ребят активными участниками обсуждения, а не пассивными слушателями.
Алгоритм построения познавательных занятий
1. Интересное начало — точка удивления.
2. Игры на систематизацию знаний («Чем похожи, чем отличаются?», «Что сначала, что потом?», «Системный оператор» и др.).
3. Сообщения детей.
4. Физминутка (не нарушающая логики занятия).
5. Опытно-экспериментальная деятельность.
6. Умозаключения детей на основе опытов, моделей.
7. Решение проблемных задач, ситуаций.
8. Продуктивная деятельность (рисование, лепка, конструирование, домашнее задание).
Такой алгоритм занятия позволяет с помощью системы активных методов включить в деятельность каждого ребенка, поставить его в личностно-развивающую ситуацию, обеспечивающую становление своего опыта, выработку своего знания, собственного мнения, собственной структуры деятельности. Модель построения занятия может меняться в зависимости от задачи.
Критерии освоения программы:
- Дети владеют основами элементарной культуры мышления (обладают навыками практического экспериментирования, моделирования, предметных способов решения практических задач, поиска новых способов и средств решения практических задач);
- У детей сформирована согласно возрастным возможностям картина окружающего мира (элементарные представления об окружающем: о человеке, живой и неживой природе и о бережном отношении ко всему живому);
- У детей сформированы элементарные экологические представления (сформированы общие познавательные способности наблюдать, описывать, сопоставлять, находить причины и следствия событий, классифицировать)
Старшая группа
- Действовать в соответствии с моделями, определяющими условия и содержание деятельности:
- высказывать предположения об ожидаемом результате, обозначать его с помощью условного символа;
- определять цель деятельности, условия ее достижения;
- с помощью взрослого составлять модель этапов деятельности.
- Уметь сверять результат деятельности с целью и корректировать свою деятельность.
- Анализировать, выявлять существенные признаки объектов, особенности их взаимодействия.
- Познакомиться с понятиями система, подсистема. Связи с системами и несистемами. Анализировать объекты, предметы и явления окружающего мира, их внутренние и внешние связи, противоречивость их свойств, изменения во времени и т.п.
Подготовительная группа.
- Уметь самостоятельно действовать в соответствии с алгоритмом, моделью, достигать результата и обозначать его с помощью условного символа. По обозначенной цели составлять алгоритм, определяя оборудование и действия с ним. Обнаруживать несоответствие цели и действий корректировать свою деятельность.
- Совершенствовать умение определять, анализировать структуру, свойства, признаки, особенности взаимодействия объектов. Самостоятельно (на основе моделей) проводить опыты с веществами (взаимодействие твердых, жидких и газообразных веществ, изменение их свойств при нагревании, охлаждении и механических воздействиях).
- Развивать умение анализировать объект и представлять его в системе взаимосвязей и взаимообусловленностей (строение, функционирование, назначение; его существование во времени и пространстве и пр.)
При отборе содержания программы руководствовались следующими принципами:
- Принцип научности. Детям даются только достоверные научные знания, которые не могут быть опровергнуты.
- Принцип доступности. Все знания должны соответствовать возрастному уровню детей-дошкольников. Пояснения должны опираться на имеющийся опыт детей, иметь наглядную основу.
- Принцип развивающего эффекта содержания. Знания должны опираться на зону ближайшего развития детей, обеспечивать усвоение ребенком способов познания, исследовательской деятельности.
- Принцип системности. Все знания должны быть связаны друг с другом, обеспечивать создание у ребенка целостной картины мира.
- Краеведческий принцип. Чтобы обеспечить связь приобретаемых знаний с повседневной жизнью дошкольника, необходимо опираться на его ближайшее окружение — ознакомление с детским садом и его территорией, микрорайоном, родным городом. Рассказы о разных видах ландшафтов должны подкрепляться экскурсиями и целевыми прогулками. Организуя наблюдения, мы опираемся на климатические условия родного края, местный фенологический календарь, показываем детям явления природы, присущие именно нашей местности.
- Принцип востребованности. У ребенка не должно быть невостребованных знаний. Все, что ребенок узнает в процессе обучения, должно перейти в его активный опыт, использоваться в его повседневной жизни. Иначе знания ложатся тяжелым грузом, задействуя лишь механическую память, делают процесс обучения неактуальным, отбивают у ребенка желание узнавать новое.
Условия реализации программы.
Первым условием имеет смысл определить использование здоровьесберегающих образовательных технологий, которые позволяют организовать процесс воспитания и обучения таким образом, чтобы ребенок, мог усваивать экологическую культуру человечества без излишнего для данного возраста физического и психического напряжения, подрывающего здоровье.
Второе условие — высокий уровень качества образовательных программ и их методического обеспечения, содержание которых позволит педагогам строить воспитательно-образовательный процесс в соответствии с современными требованиями и уровнем развития общества и одновременно без излишней нагрузки для дошкольника.
Третье условие — обогащение предметно-пространственной среды, наполнение которой предоставляет ребенку возможности для саморазвития.
Организация среды должна учитывать не только дидактические позиции педагогов, но и видение самого ребёнка. По этой причине имеет смысл предоставлять ребёнку возможность также участвовать в создании среды через:
— самостоятельное расположение игрового материала,
— максимальную его доступность;
— активное использование развивающих, дидактических и других игр. В этом случае предметно-пространственная среда и будет выполнять развивающую роль, стимулировать самостоятельную исследовательскую деятельность ребенка, создает оптимальные условия для активизации хода саморазвития.
Для формирования экологических представлений создается исследовательский центр в группе, в хорошо освещенном месте. В исследовательском центре изготавливают вместе с детьми макеты разных климатических зон, собирают коллекции камней, моделей.
Четвертое условие — обеспечение психологического комфорта ребенка в образовательном учреждении с целью сохранения физического и психического здоровья.
Для наиболее эффективной организации педагогического процесса, в программе использован проблемный метод обучения, моделирование, опытническую деятельность.
Мы выделяем несколько основных требований к созданию предметно-развивающей среды для формирования экологического воспитания.
- Безопасность. Все оборудование, дидактический материал, пособия, материал для опытнической работы и элементарных экспериментов должен быть безопасным, из небьющихся материалов, нетоксичным.
- Гуманистическая направленность. Недопустимо, на наш взгляд, использовать в пед.процессе «расчленение» фигуры человека, препарировать насекомых, допускать гибель растений в ходе опытнической работы. Все это способствует воспитанию черствости и душевной глухоты.
- Доступность. Материал для освоения знаний должен быть доступен детям в свободной деятельности. Иначе как же они проявят свою заинтересованность и инициативу? Исключение могут составлять некоторые материалы, которые требуют присутствия взрослого. Однако большинство должно быть доступно детям. При этом необходимо введение правил пользования данными предметами, чтобы избежать беспорядка и несчастных случаев.
- Педагогическая целесообразность. Все пособия и оборудование должны быть простыми и ясными для понимания дошкольника, отражать реальную картину мира.
Ожидаемые результаты:
- Формирование у детей дошкольного возраста ключевых экологических, общечеловеческих ценностей;
- Освоение детьми элементарных экологических, естественнонаучных представлений, как базовой основы для усвоения предметов экологического цикла в школе;
- Проявляющиеся в познавательной деятельности навыки культуры мышления, сформированные способности к исследовательской деятельности.
Формы подведения итогов реализации программы:
- Итоговые занятия; беседы; викторины, экологические акции.
- Диагностика усвоения экологического воспитания.
- Совместные экологические проекты.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. Москва, Просвещение, 1992.
- Аткинсон С. Энциклопедия окружающего мира. Астрономия. Москва, Росман, 1999.
- Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов о животных Ярославль, Академия развития, 1997.
- Ашиков В. Семицветик — программа культурно-экологического образования дошкольников//Дошкольное воспитание. 1998 №2, стр.34.
- Большая энциклопедия для дошкольника. Москва, Олма-Пресс, 1999.
- Бобылева Л, Дупленко О. О программе экологического воспитания старших дошкольников//Дошкольное воспитание. 1998 №7, стр. 36.
- Валова З.Г., Моисеенко Ю..Е. Ребенок среди природы. Миснк, Полымя, 1985.
- Вересов Н. Мы-земляне. Программа по экологическому воспитанию старших дошкольников//Дошкольное воспитание. 1994, №12; 1995 №1, стр.19. Москва, Просвещение,1989.
- Виноградова Н.Ф. , Куликова Т.А. Дети, взрослые и мир вокруг. Москва, Просвещение, 1993.
- Газина О. Играя, изучаем природу//Дошкольное воспитание. 1995 №7, стр14.
- Золотова Е.И. Знакомим дошкольников с миром животных. Москва, Просвещение, 1988.
- Зацепина В. Планета Земля- наш общий дом//Дошкольное воспитание. 1996, №7, стр.29
- Зебзеева В. О формах и методах экологического образования дошкольников//Дошкольное воспитание. 1998, №7, стр. 45
- Зенина Т. Работаем по программе «Юный эколог»//Дошкольное воспитание. 1996, №7, стр.42.
- Кондратьева Н.Н. и др. Мы. Программа экологического образования детей. Санкт- Петербург, «Детство-Пресс», 2000.
- Козлова С.А. Мой мир. Москва. Линка- Пресс, 2000.
- Королева А. Земля — наш дом//Дошкольное воспитание. 1998, №7, стр. 34.
- Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми. Минск, Асар, 1999.
- Николаева С.Н. Создание условия для экологического воспитания детей. Москва, Новая школа, 1993.
- Николаева С.Н. Как приобщить ребенка к природе. Москва, Новая школа, 1993.
- Николаева С.Н. Формирование начал экологической культуры//Дошкольное воспитание. 1998, № 1- 5, 1997 №7-12, 1996 №7.
23 .Попова Т.И. Мир вокруг нас. Москва, Линка- Пресс, 1998.
- Рыжова Н.А. Экологическое воспитание в детском саду. М.:Просвещение, 2001.
- Рыньков В., Юдина Т. Азбука экологического воспитания//Дошкольное воспитание. 1995, №5, с
- Фокина В. Экологическое воспитание — это воспитание нравственности, духовности и интеллекта//Дошкольное воспитание. 1995 №7