Чувство нравственности, чувство гуманности и любви к людям начинает формироваться у ребят еще в дошкольном возрасте. Одним из важнейших средств формирования нравственных чувств в дошкольном да и в школьном возрасте является труд. Любовь к труду — нравственное чувство. Трудовое воспитание в семье начинается с раннего возраста. Приучать ребенка к труду следует постепенно. Сначала следует прививать ребенку элементарные навыки к труду, постепенно формировать представления о труде и вырабатывать положительное к нему отношение.
Труд младшего дошкольника в основном является самообслуживающим. При соответствующем воспитательном воздействии труд может приносить ребенку большую радость. Дошкольник рад тому, что сам может много сделать, что становится помощником для взрослых.
Тем не менее труд должен соответствовать ребенку по своему характеру и объему, наличию необходимых навыков и умений.
Обычно младшего дошкольника привлекает сам процесс труда. Часто они не придают большого значения качеству достигнутого результата. Мощным стимулом к труду в этом возрасте является оценка результата труда взрослым. Положительная оценка вызывает большую радость, которая активизирует ребенка. Отрицательная — огорчает и ведет к снижению трудового тонуса. Анализируя труд детей, его качество, родители нередко указывают на недостатки. Но если при этом преобладает критика без реальной помощи, то она может способствовать лишь отвращению к труду, и ребенок будет трудиться только из-за страха наказания.
При всем этом большое значение в воспитании трудолюбия играет отношение к труду родителей. Есть замечательная английская пословица: «Не нужно воспитывать детей, они все равно будут похожи на тебя». В семье, где все спорится в руках матери, отец помогает жене — дети не ленятся, когда им дают поручение. Ребенок вольно или невольно старается быть похожим на родителей, поэтому семья должна подавать пример трудолюбия.