Дети и воспитатели, одетые в фольклорные костюмы, вместе с музыкальным руководителем под фонограмму песни «Течет ручей» (муз. А. Костюка, сл. П. Черняева) входят в музыкальный зал и встают в полукруг.
Ведущая: За околицей села веселы были дела,
Вышли дети на народ, встали дружно в хоровод,
И танцуют при народе «Во саду ли, в огороде». (Хоровод «Во саду ли, в огороде»: на первую часть музыки дети и взрослые идут по кругу, на вторую часть делают два шага в центр круга со словами «о-хо-хо», затем два шага из центра круга со словами «а-ха-ха». На вторую часть музыки — хлопки в ладоши в ритм музыки, затем кружение. Садятся на места.)
Ведущая. Раньше в деревнях после сбора урожая собирались люди на веселые гуляния: на других посмотреть, да и себя показать. Вот и мы с вами пришли на такое гуляние.
А ну, что сидите? А сказать ничего не хотите?
(Выходят мальчик и девочка. Говорят по очереди.)
Девочка: Поглядите на ребят:
Все на лавочках сидят!
Все на лавочках сидят
И на девочек глядят.
Мальчик: Мы не просто так сидим
И на девочек глядим.
Выбираем для души:
До чего же хороши!
Ведущая: А будешь долго выбирать —
Не с кем будет танцевать!
Исполняется танец «Светит месяц» Р.Н.М. ( На первую часть музыки дети идут по кругу парами, у мальчика обе руки на поясе, девочка держит мальчика под ручку. На вторую часть дети останавливаются лицом друг к другу и под музыку выполняют движения: хлопок в ладоши, хлопок о ладонь друг друга, руки на пояс, развели в стороны (как бы удивились), снова хлопок в ладоши, снова о ладонь партнера и три хлопка в ладоши. Движения повторяются три раза.
Затем выходят дети и читают небылицы.
- Небылицы в лицах сидят в теремах-светлицах,
Щелкают орешки да творят насмешки.
- Чудо, чудо-чудеса, на пеньке стоит лиса,
Палочкою машет, а зайчата пляшут.
- Да разве это чудо? Я еще чуднее знаю!
На болоте стоит пень, шевелиться ему лень.
Шея не ворочается, а посмеяться хочется.
- Да разве это чудо? Я еще чуднее видел!
Стучит-бренчит по улице — Фома едет на курице,
Тимошка —- на кошке по кривой дорожке.
- Да разве это чудо? Я еще чуднее слышал.
Плыли утром по реке два барана в челноке,
Черный с удочкой, белый с дудочкой.
Черный рыбку ел, белый песню пел,
Как Иванушка младой шел с ярмарки домой. (Выходит мальчик с котомкой.)
Ведущая: А вот Иванушка идет.
Что-то нам он принесет?
Иванушка: Я на ярмарку ходил,
Посмотрите, что купил. (Иванушка достает покупки-игрушки: курочку, уточку, барашка, коровку.)
Ведущая: Вот как много всего на ярмарке купил Иванушка. Осенью, ребята, когда заканчивались полевые работы и был убран урожай, открывались ярмарки. На них продавались разные товары. Иванушка купил себе животных. Они ему в хозяйстве пригодятся. А наши девочки на ярмарке платочки купили. Покажите нам свои платочки, красавицы! (С расписными павловскими платками выходят девочки.)
Первая: Мы на ярмарку ходили
И платки себе купили.
Вторая: И на празднике у вас
Потанцуем мы сейчас. (Девочки исполняют «Танец с платками» (под Р.Н.М. «Калинка»). На первую часть танцующие, с платками на плечах, ходят по залу. На припев платки держат перед собой на вытянутых руках и громко топают ногами («топотушка»). Затем накидывают платки на плечи и плавно ходят по залу. На припев кружатся, держа платок на вытянутых руках.)
Ведущая: Погляди-ка народ,
Кто-то к нам сюда идет.
Не шумите, не кричите,
А тихонечко сидите. (Выходят дети в шапочках Кота и Кошки, читают русские народные прибаутки.)
Кошка: Как у нашего кота очень шубка хороша,
Как у котика усы удивительной красы.
Глазки смелые, зубки белые.
Выйдет котик из ворот — сторонится весь народ.
Кот: Три-та-та, три-та-та,
Вышла кошка за кота!
Кошка: За Кота Котовича, за Петра Петровича.
Тише, мыши, не шумите,
И кота вы не сердите.
Кот усами шевелит,
Всем вам прятаться велит.
Игра «Кот и мыши». (Детям надевают шапочки мышек. Кот «спит», мыши бегают тихонько по залу под музыку «Ах вы, сени». Как только музыка прекращается, Кот просыпается и ловит мышей.
Ведущая: За околицей села
Веселы у нас дела!
Дети с ярмарки пришли
И всем ложки принесли. (Выходят дети с расписными ложками в руках и читают стихи.)
Наши ложки всем знакомы,
Не сидится ложкам дома.
Ложки по свету гуляют
И мастеров своих прославляют.
Исполняется танец с ложками (под Р.Н.М. «Самара-городок». На первую часть музыки дети идут по залу врассыпную, держа руки с ложками за спиной. На вторую часть играют на ложках под музыку. Затем все садятся на места. Выходит мальчик).
Мальчик: Мы играем целый день,
Заплетаем свой плетень.
Проводится игра «Плетень» (под Р.Н.М. «Сеяли девушки яровой хмель». Дети разбиваются на две команды: мальчики и девочки. Каждая команда ходит по кругу хороводным шагом. На вторую часть мелодии дети отпускают руки и танцуют, кто как может. По окончании пляски все снова «заплетаются» в свои плетни. Выигрывает тот плетень, который «заплетется» быстрее.)
Ведущая: Из-за леса, из-за гор едет дедушка Егор.
Выходит взрослый с куклой-дедом.
Дед: Здорово, ребята!
Дети: Здравствуй, дедушка Егор.
Дед: Какой забор? Я на заборе не сижу, за девчатами не гляжу!
Старый стал! А вот поиграть с вами — поиграю!
Проводится игра «Как у дедушки Егора было семеро детей». (Дети стоят по кругу, ребенок выходит в центр, Дед Егор одевает ему шапку. Все поют: «Как у дедушки Егора было семеро детей. Они не пили, не ели. друг на друга все глядели, разом делали вот так!» Ребенок показывает любое движение (например, хлопки в ладоши), дети повторяют, игра продолжается.
Дед Егор: Ой, спасибо, ребятня,
Повеселили вы меня.
А за это настроенье,
Держите, дети, угощенье! (Угощает детей).
Дед Егор: До свидания, друзья,
В деревню, к себе, еду я!
Ведущая: Вот и подошел к концу наш праздник. Становись-ка, народ, ты в прощальный хоровод!
Дети встают в хоровод и под русскую народную мелодию «Посею лебеду на берегу» (фонограмма) уходят из зала.