Что такое сенсорика, и почему необходимо

ее развивать  в раннем возрасте?»

 

Сенсорное развитие (лат. sunser — ощущение) — это   

развитие  восприятий,   представлений   об объектах, явлениях

и  предметах окружающего мира.  От того,  насколько точно

        малыш научится воспринимать предметы и оперировать                 

        полученными знаниями, зависит процесс обучения в будущем.

 

         Каждый человек приходит в этот мир, как чистая книга.

        Ранний  возраст — это    период приобщения ребенка к познанию          

         окружающего  мира.  В эти годы ребенок приобретает 

         первоначальные знания о жизни  через   органы чувств.   

        Развитие органов чувств  у детей 0-3 лет идет очень интенсивно.

         Развитие сенсорики происходит путем узнавания величины,

         формы, запаха, цвета предмета. Чтобы в полной мере понять,

          что тот или иной объект  собой представляет, ребенку нужно 

         прикоснуться  к нему или попробовать  на вкус. Только так он в 

         данный  момент воспринимает понятия, 

          характеризующие свойства: гладкий, шероховатый, сладкий,  горький и т.д

  

Занятия по сенсорике, направленные на формирование   

         подноценного восприятия окружающей действительности,

         служат основой познания мира, первой ступенью которого  

         является чувственный опыт. Ценность раннего

         обучающего воздействия давно подмечена народом;

         успешность умственного, физического, эстетического 

         воспитания в значительной степени зависит  от уровня

         сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно    

         ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

        Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:

         — является основой для интеллектуального развития

        — упорядочивает хаотичные представления ребенка,

        полученные   при взаимодействии с внешним миром;

        — готовит к реальной жизни;

       — обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;

       — развивает наблюдательность;

       — развивает внимание;

       — влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной

        и др. видов памяти.

       — позитивно влияет на эстетическое чувство;

       — является основой для развития воображения;

      — дает ребенку возможность овладеть новыми способами  

        предметно-познавательной деятельности;

      — обеспечивает освоение навыков учебной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Игра — это ведущий вид деятельности маленького человека.

Детство без игры и вне игры ненормально.

 

Лишение ребенка игровой практики — это лишение его

главного   источника развития. Лишь опытным путём способен

ребёнок получить представление о мире. Чтобы помочь малышу

познакомиться с многочисленными новыми понятиями, нужно

с ним просто поиграть. Игры на развитие сенсорики в раннем

возрасте связаны с определением свойств различных предметов.

 

Дидактические игры включают в себя сенсорное восприятие

ребенка, с одной стороны они учитывают возрастные особенности,

с другой — принцип добровольности, право самостоятельного выбора.

В повседневной жизни ребенок сталкивается с многообразием форм

красок — это и любимые игрушки, и окружающие предметы, слышит

разные звуки. Усвоение этих знаний происходит стихийно, без

руководства взрослых и они часто оказывается поверхностным.

Вот тогда  и приходит на помощь сенсорное воспитание —

последовательное,  планомерное ознакомление детей с

сенсорной культурой человечества.

 

 

 

 

В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят

свои задачи. В раннем детстве накапливаются представления

о цвете, форме, величине. Важно, чтобы эти представления

были разнообразными. Ребенка надо знакомить со многим:

цветами спектра, с геометрическими формами и т. д. Развивать

познавательные умения и речевые — определять цвет, размер,

форму предметов путем зрительного, осязательного и

двигательного обследования, сравнения. Понимать и использовать

в речи слова — названия величин и форм. Одновременно с

формированием эталонов необходимо учить детей способам

обследования предметов: их группировке по цвету, форме, вкусу,

запаху. В качестве особой задачи выступает необходимость развивать

у детей аналитическое восприятие — умение разбираться в сочетании

цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные величины.

Главное составляющее полноценного развития детей в раннем

возрасте является сенсорное развитие. Низкий уровень сенсорного

развития сильно снижает возможность в будущем успешное

обсуждение  ребенка в школе.

 

Каждый день маленьких детей наполнен приобретением новых

знаний, умений и навыков. Становясь все старше, ребенок требует

к себе повышенного внимания со стороны родителей, ему хочется

чаще с ними играть в игрушки, вместе гулять по улице и по

дрожать   их различными действиями.

 

 

 

Организуя работу с маленькими детьми необходимо

учитывать следующее:

 

          — занятие с малышами должны быть основаны на

подражании взрослому (его движениям, словам), а не

на объяснении;

— необходимо наличие эмоционального контакта между

взрослым и ребенком;

— в совместной деятельности ребенка и взрослого

должны одновременно присутствовать элементы игры

и обучения;

— нужно многократно повторять материал, чтобы

закрепить знания, умения и навыки;

— уровень сложности материала должен соответствовать

возрасту, задания следует усложнять постепенно;

— длительность занятия должна быть в зависимости

от возраста (от 5-10 до 15-20 минут);

— необходимо закреплять усвоенные знания, постоянно

используя их в разных ситуациях.

 

 

 

 

Ребенок может продуктивно заниматься только тогда, когда ему по-настоящему интересно.

 

1.  Собери пирамидку. Конусная пирамидка — прекрасный тренажер, помогающий усвоить величину предметов. Сначала продемонстрируйте, как она собирается, сделав акцент на том, что нанизывание колец происходим в зависимости от их величины. Затем предложите повторить увиденное ранее действие самостоятельно. В случае ошибки обязательно объясните, что малыш сделал не так.

2.  Разложи кубики. Предложите ребенку выбрать из большого количества кубиков одинаковые по размеру и цвету, сложив их в разные коробочки.

3. Найди твой цвет. Дайте ребенку 3 игрушки разных цветов. Попросите пройтись по квартире и найти предметы такого же цвета.

4.  Угадай на вкус. Нарежьте небольшие кусочки фруктов и овощей. Малыш должен с закрытыми глазами попробовать на вкус и назвать продукт.

5.  Угадай фрукт и овощ. В мешочек положите разные

фрукты и овощи: яблоко, грушу, сливу, апельсин,

огурец, помидор. Задача ребенка, опустив руку

в мешочек, нащупать содержимое и

угадать что это.