Пение – хоровое, ансамблевое, вокальное – одна из самых массовых форм музыкального искусства, играющая большую роль в формировании духовной культуры дошкольников, развитии их творческой активности. Голос – уникальный естественный музыкальный инструмент, которым ребёнок обладает с ранних лет. Вот почему пение дошкольников чаще всего называют одним из любимых видов музыкальной деятельности.
Врач – фониатр Е.И. Алмазов утверждает: « Пение доставляет поющему удовольствие, упражняет и развивает его слух, дыхательную систему, а последняя тесно связана с сердечно – сосудистой системой, следовательно. Он невольно, занимаясь дыхательной гимнастикой, укрепляет своё здоровье».
Профессор В. И. Петров, фониатр: «Верхние дыхательные пути снабжены рецепторными иннервационными приборами, которые дают начало важнейшим рефлексам, регулирующим дыхание, оказывающим влияние на сердечно – сосудистую систему, пищеварительные и другие органы. Именно верхние дыхательные пути подвергаются усиленной рабочей нагрузке во время пения.
Пение помогает развитию речи, углублению дыхания, укреплению голосового аппарата. В процессе обучения пению особенно активно развиваются основные музыкальные способности ребёнка: эмоциональная отзывчивость, музыкальный слух, чувство ритма. Особую радость доставляет общение во время коллективного творчества: пение в ансамбле объединяет детей, создаёт условия для их музыкального эмоционального общения, освобождает негативную накопившуюся энергию, эффективно снимает напряжение, расслабляет, способствует развитию коммуникативных навыков. Совместные переживания вызывают чувство эмпатии, исчезают озлобленность и агрессивность.
Занятия в вокальном ансамбле «Поющие карамельки» нашего детского сада – это общение с друзьями, возможность музицирования и самовыражения , интересное проведение свободного времени. Эти факторы и обуславливают востребованность и актуальность программы дополнительного образования «Поющие карамельки», направленной на обучение пению старших дошкольников в рамках вокального ансамбля.
Программа дополнительного образования «Поющие карамельки»
Цель: Формирование устойчивых певческих умений и навыков, основ сценической культуры старших дошкольников.
Задачи первого года вокального обучения:
-
Учить петь детей выразительно. Без напряжения, плавно, лёгктим звуком в диапазоне Ре – До 2.
-
Брать дыхание перед началом пения , между музыкальными фразами, произносить отчётливо слова, своевременно начинать и заканчивать песню.
-
Продолжать учить правильно передавать мелодию, петь меццо форте (умеренно громко) и пиано (тихо), в разных темпах, с музыкальным сопровождением и без.
-
Совершенствовать навык сольного исполнительства.
Задачи второго года вокального обучения:
-
Учить детей петь выразительно (ускоряя, ослабляя и замедляя звучание в пределах До 1 – Ре 2 октавы, правильно интонировать мелодию.
-
Брать дыхание перед началом песни и между музыкальными фразами, удерживать его до конца фразы.
-
Учить детей самостоятельно начинать и заканчивать песню, петь сольно и ансамблем.
-
Продолжать развивать мелодический, тембровый, звуковысотный, динамический слух, творческую активность.
Практика показала, что процесс обучения пению длится несколько лет. Существуют разные методики обучения вокалу. Как правило музыкальные занятия в детском саду проходят под аккомпанемент фортепиано. Программа позволяет в условиях детского сада через дополнительное образование расширить возможности образовательной области «Музыка», заложив надёжный фундамент певческой культур:
-
индивидуальная и групповая работа с детьми, развитие их певческих данных, проводится как под живую музыку, (фортепиано), так и под фонограмму.
-
песенный репертуар подобран с учётом праздников и тематических мероприятий.
Музыкальную основу программы составляют произведения композиторов-
классиков, современных композиторов, которые разучиваются в соответствии с темой того или иного занятия.
Репертуар, который играет смысловую роль в освоении содержания
Программы, подобран в соответствии с реальной возможностью его освоения в рамках кружковой деятельности. Отбор музыкальных произведений осуществляется с учётом возрастных особенностей и по принципам доступности, необходимости, художественной ценности.
Ритмом учебно – воспитательного процесса являются времена года.
Реализация задач осуществляется через различные виды вокальной деятельности, главное из которых является сольное и ансамблевое пение, слушание различных интерпритаций исполнения, импровизация, движение под музыку, элементы театрализации.
Программа предназначена для занятий с детьми 5 – 7 лет. Не имеющими явных отклонений в физическом и интиллектуальном развитии и желание заниматься вокалом.
Критерии отбора детей в ансамбль: наличие вокальных данных и желание самого ребёнка заниматься пением. Проводится прослушивание для оценки первичных музыкальных данных и перспективы их развития. Хотя если у ребёнка есть огромное желание петь, а музыкальные данные не выявлены, он также может заниматься в ансамбле. Таким образом накапливается слуховой опыт и начинают проявляться спящие музыкальные способности. Но с таким ребёнком необходима дополнительная индивидуальная работа.
Программа предполагает групповые (10 – 12 человек) занятия два раза в неделю во второй половине дня по 25 — 30 минут и рассчитана на 2 года обучения.
Структура занятий:
-
Массаж лицевых мышц.
Цель: помогает расслабить мышцы лица (нижнюю челюсть)
-
Упражнение на дыхание.
Цель: помогает восстановить дыхание, успокоить детей, настроить на рабочий лад. Протяжность в пении зависит от правильно взятого дыхания.
-
Артикуляционная гимнастика (скороговорки)
Цель: помогает совершенствовать дикцию, артикуляцию, помогает правильно и чисто проговаривать труднопроизносимые слова, фразы, знакомят с богатством русского языка.
-
Основная часть вокально – хоровая работа. Работа с песней (знакомство, разучивание, работа над сложными оборотами мелодии, интонацией и т. Д.)
-
Завершающая часть (музыкально – ритмическая игра с модулями)
На каждом этапе изучения ставятся и реализуются новые, (более сложные) задачи, что позволяет равномерно распределять учебную нагрузку на солистов ансамбля и качественно подготовиться к отчётному концерту.
В результате освоения программы дети учатся петь звонко, напевно, чисто интонировать мелодию, выразительно исполнять различные по характеру вокально – хоровые произведения, подтверждаю идею того, что поющий ребёнок – счастливый ребёнок!
Принципы:
-
последовательность и системность – один из ведущих. Имеется ввиду
Непрерывность и регулярность занятий (2 раза в неделю). Иначе наблюдается снижение уже достигнутого ранее уровня умелости. Систематические занятия дисциплинируют ребёнка, приучают его к регулярной работе.
-
доступность и индивидуализация – предусматривает учёт возрастных
Особенностей и возможностей ребёнка в связи с этим – определение посильных для него заданий.
-
постепенное повышение требований – заключается в постановке перед
Ребёнком и выполнении им более трудных новых заданий, в постепенном увеличении объёма и интенсивности нагрузок. Обязательным для успешного обучения, является чередование нагрузок с отдыхом.
-
сознательность и активность – для успешного достижения цели
Ребёнку необходимо представлять, что и как нужно выполнить и почему именно так, а не иначе.
-
повторяемость материала – только при многократном повторении
образуется двигательный стереотип. Эффективность занятий выше, если повторение вариативно, т.е. в упражнения вносятся какие – либо изменения и предлагаются разнообразные методы и приёмы их выполнения, что вызывает интерес, привлекают внимания детей, создают положительные эмоции.
-
наглядность – безукоризненный практический показ движений педагогом.
Методы обучения:
-
Музыкальное сопровождение как методический приём. Педагог своими
пояснениями, примером может помочь детям приобрести умения начинать и заканчивать исполнять песню вместе с музыкой. Правильно подобранный репертуар несёт в себе эмоции, которые маленькие исполнители проявляют в пении.
-
Наглядно – зрительный метод применяется для того, чтобы конкретизировать
впечатления, разбудить фантазию, проиллюстрировать незнакомые явления, образы. Зрительная наглядность должна сочетаться со слуховой, помогать слуховому восприятию ( Практическое исполнение песен педагогом, видеозаписи исполнителей, наглядность в исполнении певческому дыханию).
-
Словесный метод – с помощью слова можно углубить восприятие музыки, сделать
его более образным, осмысленным. Особенностью словесного метода в воспитании дошкольников является то, что здесь требуется не бытовая, а образная речь для пояснения содержания песен.
-
Социо – игровой метод – у детей 4 – 6 лет игра – ведущий вид деятельности,
малыш лучше всё воспринимает через игру. Следовательно, занятия составлены в игровой форме, но отвечают задачам, которые необходимо решить на данном этапе.
Условия и необходимые для работы средства:
-
помещение для занятий (музыкальный зал).
-
ТСО (магнитофон)
-
фортепиано
-
микрофоны
-
фонотека, необходимые для занятий музыкальные произведения в записи.
-
компьтер и мультимедийное оборудование.
Пути реализации программы:
-
внедрение новых форм и методов в организацию детей,
-
создание предметно – развивающей среды.
-
проведение с родителями бесед – консультаций, выступления детей,
фотовыставки;
-
участие на концертах в культурных учреждениях города и т. д.
Желаемый результат:
Дети должны иметь устойчивый интерес к песне, уметь эмоционально исполнить её. Расширять певческий диапазон детей, учить правильно передавать мелодию, петь индивидуально, подгруппами, коллективно. Дети должны уметь исполнять песню в самостоятельной деятельности, изъявлять желание учавствовать в концертах, на утренниках, в театрализациях.
В результате освоения программы дети учатся петь звонко, напевно, чисто
интонировать мелодию, выразительно исполнять различные по характеру вокально-хоровые произведения, подтверждаю идею того, что поющий ребёнок – счастливый ребёнок!