Вокальное развитие дошкольников на основе координационно-тренировочного метода
Ознакомившись с программой вокального воспитания и изучив методики преподавания, и апробировав их на практике, на музыкальных занятиях в детском саду, я убедилась в том, что при обучении детей старшего дошкольного возраста не всегда удавалось достичь желаемого результата. Понимание ситуации (проблемы) привело нас к необходимому поиску инновационных методов и приемов по вокальному воспитанию детей старшего дошкольного возраста.
В существующих руководствах рекомендуется и соответственно, в практике музыкальных занятий с детьми реализуется работа над чистой интонацией, в лучшем случае – над дикцией и выразительностью исполнения. Постановкой детского певческого голоса как такового, музыкальные руководители детских садов не занимаются. В то же время дошкольный возраст чрезвычайно благоприятен для формирования основ певческой деятельности. Так возникла идея координационно-тренировочного метода в детском саду, который предназначен для достижения на разных этапах обучения определенной цели: развивать свой голос и голоса детей с минимальной вероятностью ошибочных действий.
1 этап работы – “Речевой”
Задача: Устранение неравномерности развития голосового аппарата и голосовой функции. Как только ребенок достигает возраста формирования речи, его голос начинает развиваться в узких рамках речевых стереотипов, речевого диапазона и речевой звучности. Рамки эти определены традициями языка, социума, семьи. Все другие проявления голосовой функции начинают подавляться запретами: “не говори громко, не кричи – это не прилично”. К школьному возрасту перед нами “воспитанный” ребенок, для которого любой звук, не совпадающий с речью или чуть громче речи, является нарушением социального табу. Мало того, у ребенка подавлена естественная из функций психологической деятельности – имитационная: “Не дразнись!” Но именно через имитацию (делай как я) происходит обучение уже у высших животных. Тут вступает в силу табу вокального обучения. Почему-то рукой и ногой “делай как я” (например, в танце) можно, а голосом своим, взрослым – нельзя: “ребенок ведь маленький!”. И бедные музыкальные руководители начинают сами петь придуманными “детскими” голосами. Прививая прочные стереотипы ребенку и травмируя голосовой аппарат себе. Где же выход?
Его подсказывает теория экстралингвистической коммуникации (внеязыкового общения), разработанная доктором биологических наук В. Морозовым.
В основе голосовой активности человека лежат так называемые голосовые сигналы доречевой коммуникации, заложенные в человеке генетически, эволюционно. Развивающие голосовые игры предусматривают создание игровых ситуаций, в которых дети непринужденно восстанавливают естественные проявления голосовой функции: выражают эмоции вне и независимо от какой-либо эстетики и традиций. В игре дети познают возможности своего голоса и учатся им управлять, включают энергетические ресурсы организма. Известно. Что петь громко легче, чем тихо. Это естественно: любая координация осваивается от более грубого уровня к более тонкому. В стрельбе, например, нельзя сразу попасть в “десятку”, сперва надо научиться попадать хотя бы в доску, на которой находится мишень!. Так и в пении: если ребенок может сначала крикнуть, а после – запищать, и при этом осознает, что эта разная механика – это путь к интонированию.
В основе интонирования лежат не слуховые представления, а мышечное движение. Голосообразующее движение – первично, слух – вторичен.
2 этап – “Вокализированная речь”
Задача: Развитие целесообразного использования режимов работы гортани (регистров), активного голосообразующего выдоха, осуществляемого преимущественно внутренней дыхательной мускулатурой (трахея, бронхи, легкие), певческого вибрато и управления его частотой амплитуды (размахом по высоте и скорости пульсации), особой формой рта, глотки, положения языка. Принятых в академическом пении, особой артикуляции гласных и произношении согласных. Все это так называемые показатели певческого голосообразования.
3 этап – “Эстетика певческого тона”
Задача: Систематизация критериев академического пения, являющееся подробным описанием технологического процесса, результатом которого становиться специфическая эстетика академического вокала. На высшем уровне обучения, предусмотренном в координационно-тренировочном методе развития голоса, идет работа на упражнениях с учетом предложенных критериев, а, следовательно, и эстетики.