Сценарий музыкального фольклорного праздника для детей среднего дошкольного возраста «За околицей села веселы были дела»

Дети и воспитатели, одетые в фольклорные костюмы, вместе с музыкальным руководителем под фонограмму песни «Течет ручей» (муз. А. Костюка, сл. П. Черняева) входят в музыкальный зал и встают в полукруг.

 

Ведущая:       За околицей села веселы были дела,

Вышли дети на народ, встали дружно в хоровод,

И танцуют при народе «Во саду ли, в огороде». (Хоровод «Во саду ли, в огороде»: на первую часть музыки дети и взрослые идут по кругу, на вторую часть делают два шага в центр круга со словами «о-хо-хо», затем два шага из центра круга со словами «а-ха-ха». На вторую часть музыки — хлопки в ладоши в ритм музыки, затем кружение. Садятся на места.)

Ведущая.        Раньше в деревнях после сбора урожая собирались люди на веселые гуляния: на других посмотреть, да и себя показать. Вот и мы с вами пришли на такое гуляние.

А ну, что сидите? А сказать ничего не хотите?

                  (Выходят мальчик и девочка. Говорят по очереди.)

Девочка:         Поглядите на ребят:

Все на лавочках сидят!

Все на лавочках сидят

И на девочек глядят.

Мальчик:       Мы не просто так сидим

И на девочек глядим.

Выбираем для души:

До чего же хороши!

Ведущая:        А будешь долго выбирать —

Не с кем будет танцевать!

Исполняется танец «Светит месяц» Р.Н.М. ( На первую часть музыки дети идут по кругу парами, у мальчика обе руки на поясе, девочка держит мальчика под ручку. На вторую часть дети останавливаются лицом друг к другу и под музыку выполняют движения: хлопок в ладоши, хлопок о ладонь друг друга, руки на пояс, развели в стороны (как бы удивились), снова хлопок в ладоши, снова о ладонь партнера и три хлопка в ладоши. Движения повторяются три раза.

 

                Затем выходят дети и читают небылицы.

  1. Небылицы в лицах сидят в теремах-светлицах,

Щелкают орешки да творят насмешки.

 

  1. Чудо, чудо-чудеса, на пеньке стоит лиса,

Палочкою машет, а зайчата пляшут.

 

  1. Да разве это чудо? Я еще чуднее знаю!

На болоте стоит пень, шевелиться ему лень.

Шея не ворочается, а посмеяться хочется.

 

  1. Да разве это чудо? Я еще чуднее видел!

Стучит-бренчит по улице — Фома едет на курице,

Тимошка —- на кошке по кривой дорожке.

 

  1. Да разве это чудо? Я еще чуднее слышал.

Плыли утром по реке два барана в челноке,

Черный с удочкой, белый с дудочкой.

Черный рыбку ел, белый песню пел,

Как Иванушка младой шел с ярмарки домой. (Выходит мальчик с котомкой.)

Ведущая:      А вот Иванушка идет.

Что-то нам он принесет?

Иванушка:   Я на ярмарку ходил,

Посмотрите, что купил. (Иванушка достает покупки-игрушки: курочку, уточку, барашка, коровку.)

Ведущая:       Вот как много всего на ярмарке купил Иванушка. Осенью, ребята, когда заканчивались полевые работы и был убран урожай, открывались ярмарки. На них продавались разные товары. Иванушка купил себе животных. Они ему в хозяйстве пригодятся. А наши девочки на ярмарке платочки купили. Покажите нам свои платочки, красавицы! (С расписными павловскими платками выходят девочки.)

Первая:          Мы на ярмарку ходили

И платки себе купили.

Вторая:          И на празднике у вас

Потанцуем мы сейчас. (Девочки исполняют «Танец с платками» (под Р.Н.М. «Калинка»). На первую часть танцующие, с платками на плечах, ходят по залу. На припев платки держат перед собой на вытянутых руках и громко топают ногами («топотушка»). Затем накидывают платки на плечи и плавно ходят по залу. На припев кружатся, держа платок на вытянутых руках.)

Ведущая:        Погляди-ка народ,

Кто-то к нам сюда идет.

Не шумите, не кричите,

А тихонечко сидите. (Выходят дети в шапочках Кота и Кошки, читают русские народные прибаутки.)

Кошка:            Как у нашего кота очень шубка хороша,

Как у котика усы удивительной красы.

Глазки смелые, зубки белые.

Выйдет котик из ворот — сторонится весь народ.

Кот:                  Три-та-та, три-та-та,

Вышла кошка за кота!

Кошка:              За Кота Котовича, за Петра Петровича.

Тише, мыши, не шумите,

И кота вы не сердите.

Кот усами шевелит,

Всем вам прятаться велит.

                      Игра «Кот и мыши». (Детям надевают шапочки мышек. Кот «спит», мыши бегают тихонько по залу под музыку «Ах вы, сени». Как только музыка прекращается, Кот просыпается и ловит мышей.

Ведущая:            За околицей села

Веселы у нас дела!

Дети с ярмарки пришли

И всем ложки принесли. (Выходят дети с расписными ложками в руках и читают стихи.)

Наши ложки всем знакомы,

Не сидится ложкам дома.

Ложки по свету гуляют

И мастеров своих прославляют.

Исполняется танец с ложками (под Р.Н.М. «Самара-городок». На первую часть музыки дети идут по залу врассыпную, держа руки с ложками за спиной. На вторую часть играют на ложках под музыку. Затем все садятся на места. Выходит мальчик).

Мальчик:             Мы играем целый день,

Заплетаем свой плетень.

                         Проводится игра «Плетень» (под Р.Н.М. «Сеяли девушки яровой хмель». Дети разбиваются на две команды: мальчики и девочки. Каждая команда ходит по кругу хороводным шагом. На вторую часть мелодии дети отпускают руки и танцуют, кто как может. По окончании пляски все снова «заплетаются» в свои плетни. Выигрывает тот плетень, который «заплетется» быстрее.)

Ведущая:               Из-за леса, из-за гор едет дедушка Егор.

Выходит взрослый с куклой-дедом.

Дед:                         Здорово, ребята!

Дети:                       Здравствуй, дедушка Егор.

Дед:                         Какой забор? Я на заборе не сижу, за девчатами не гляжу!

Старый стал! А вот поиграть с вами — поиграю!

                           Проводится игра «Как у дедушки Егора было семеро детей». (Дети стоят по кругу, ребенок выходит в центр, Дед Егор одевает ему шапку. Все поют: «Как у дедушки Егора было семеро детей. Они не пили, не ели. друг на друга все глядели, разом делали вот так!» Ребенок  показывает любое движение (например, хлопки в ладоши), дети повторяют, игра продолжается.

Дед Егор:                 Ой, спасибо, ребятня,

Повеселили вы меня.

А за это настроенье,

Держите, дети, угощенье! (Угощает детей).

Дед Егор:                 До свидания, друзья,

В деревню, к себе, еду я!

 

Ведущая:                  Вот и подошел к концу наш праздник. Становись-ка, народ, ты в прощальный хоровод!

Дети встают в хоровод и под русскую народную мелодию «Посею лебеду на берегу» (фонограмма) уходят из зала.