Развитие познавательных способностей через сюжетно — ролевую игру «Геолого-разведывательная экспедиция»

          В настоящее время в нашей стране остро стоит вопрос о повышении качества образования. В дошкольном образовании приоритетными направлениями являются психологизация образовательного процесса, учет интересов семьи и ребенка, возрастных и индивидуальных особенностей, обеспечение реализации образовательной программы, предусматривающей одновременную организацию нескольких видов детской деятельности и создание ситуации выбора, многообразие форм решения образовательных задач. Поэтому проблема формирования у дошкольников познавательных интересов, охватывающая все стороны образовательного процесса является довольно значимой, а сам познавательный интерес признается сейчас одним из ведущих мотивов, побуждающих детей к знаниям, к учению.

         Формировать познавательный интерес детей дошкольного возраста можно через различные виды деятельности. Пробуждение познавательного интереса – это всего лишь начальная стадия большой работы по воспитанию глубокого устойчивого интереса к знаниям и потребности к самообразованию. Важными факторами в развитии познавательной активности детей дошкольников является личность педагога, характер его взаимоотношений с детьми, его умение заинтересовать ребят.

         Дети дошкольного возраста по природе своей – пытливые исследователи окружающего мира. Им всё интересно, каждый новый день несёт с собой интересные открытия, познания, которые играют большую роль в развитии познавательной деятельности детей. Однажды в группу я принесла свою коллекцию минералов, у ребят загорелись глазки. У них появился интерес «любознательность» узнать о каждом «камушке», посыпалось огромное количество вопросов. Любознательность – стремление подробнее познакомиться с предметом, выйти за пределы видимого и слышимого, расширить свои познания. На этой стадии появляется стремление узнать новое, возникает интеллектуальное чувство радости познания. Дети спрашивают или стараются самостоятельно найти ответы на возникшие у них вопросы.

        Мы с ребятами стали слушать аудио энциклопедию «Полезные ископаемые». Отправляясь, каждый раз в путешествие с Героями энциклопедии Чевостиком и дядей Кузей ребята узнавали, что такое полезные ископаемые, где и как их добывают, зачем они нужны людям, кто такие геологи. Детям было очень интересно, захотелось самим сходить в геолого-разведывательную экспедицию. Благодаря ИКТ, мы рассматривали,  какое оборудование используют геологи для своей работы, как они спускаются в шахты, взбираются на горы. Детям было интересно, какими символами обозначается каждое полезное ископаемое. Ненавязчиво заинтересованность детей перешла и на родителей. Мы решили организовать сюжетно-ролевую игру «Геолого-разведывательная экспедиция». Для игры родители принесли рюкзаки, игрушечные палатки, котелок, защитные каски, веревки, лупы и другое оборудование. Ребята как губки впитывали в себя все новые и новые  знания как разбить палаточный городок. Как страховать с помощью веревок при подъеме или спуске и т.д. Беседовали о том, какими качествами должны обладать люди такой профессии. Была проведена огромная предварительная работа, ребята узнали много нового и интересного, им не терпелось начать игру, чтобы все накопленные знания воплотить в жизнь. Во время игры мальчишки так были увлечены добычей полезных ископаемых, что развалили всю созданную нами «гору» из модулей заменителей. Была создана новая игровая ситуация для детей «Обвал», ребята учились самостоятельно выходить из создавшейся ситуации, применяя свой собственный опыт и знания. 

      Познавательный интерес – стадия характеризуется тем, что у детей не только возникают проблемные вопросы и познавательные ситуации, но и появляется стремление самостоятельно их решать. В центре внимания детей на этой стадии неполучение готового материала, готовой информации и не сама по себе деятельность по подражанию или образцу, а проблема, познавательная задача, ситуация, которую следует решить. Дети сами ищут причину, стремясь проникнуть в сущность явления.  Устремления, целенаправленность, преодоление трудностей, принятие решений, сосредоточенность внимания, отношение к результатам деятельности, развитие рефлексивных способностей, связанных с самооценкой и самоконтролем в ходе деятельности – все это формирует познавательный интерес.

       Вернувшись из «геолого-разведывательной экспедиции» мы с ребятами продолжили игру в лаборатории. Стали изучать свойства добытых минералов и полезных ископаемых, с помощью различных опытов. Исследовательская деятельность — это еще один из видов развития познавательного интереса у детей, в ходе которого ребенок овладевает различными методами и способами самостоятельного получения информации. Эта деятельность не задается взрослым заранее в виде той или иной схемы, а строится самим ребенком по мере получения сведений об объекте.

                    Своеобразие познавательного интереса, как считает Г.И. Щукина, состоит в сложном познавательном отношении к миру предметов, явлении к знаниям о них, к научным областям их изучающих. Это отношение выражается в постоянном и самостоятельном добывании знаний в интересующей области, активным и деятельном приобретении необходимых для этого способов, настойчивом преодолении трудностей, лежащих на пути овладения знаниями и способами их изучения.

          Придерживаясь этого мнения, мы и ведем в группе работу по развитию и формированию познавательного интереса у детей. В совокупности всех этих видов деятельности у ребенка развиваются умственные способности, развивается и познавательный интерес, что поможет ребенку в школе, самостоятельно добывать нужную информацию, знания, желание узнавать что-то новое.

111 454