Цель: формирование познавательного интереса детей к истории космонавтики и к загадочному миру звезд, космоса.
Задачи:
1. Приобщение детей к мероприятиям, имеющим государственное значение.
2. Привитие детям чувства благодарности к человеку за его труд через знакомство с первыми людьми, покорителями космоса; расширять представления детей о профессии летчика – космонавта.
3. Закрепить знания детей о том, что первым космонавтом был гражданин России Юрий Гагарин.
4. Знакомство детей с понятиями «вселенная, космос, солнечная система, планеты и их названия», расширение словарного запаса.
5. Развитие эмоциональной отзывчивости на песни, игры «космического» содержания, развитие воображения, фантазии, умения импровизировать под музыку.
7. Воспитание чувства патриотизма, уважение к профессии космонавтов, любви к планете Земля.
Оборудование: Мультимедийное оборудование для показа слайдов, иллюстрации на космическую тему, ракета, обручи, глобус.
Предварительная работа: Разучивание песен, игр, беседа о космосе и космонавтах.
Дети заходят в зал под музыку песни «Гагаринский марш» и садятся на стульчики.
Музыкальный руководитель.
Дома за книжкой и в детском саду
Мечтают мальчишки, мечтают девчонки
Лететь на Луну.
Упорно мечтают они о Луне
И даже летают, но только во сне.
12 апреля наша страна отмечает «День космонавтики». Исполняется 56 лет с момента полета в космос первого человека. Это праздник космонавтов и людей, которые участвуют в создании космических ракет. Давайте исполним для них песню.
Исполняется песня «Космонавты»
А вы, ребята, хотели бы стать космонавтами?
Как вы думаете, каким должен быть космонавт? (здоровым, сильным, знающим, трудолюбивым, мужественным, выносливым и т.д.)
Как вы думаете, почему человек захотел полететь в космос?
Ребята, вы любите смотреть на небо ночью? А что можно увидеть на небе?
Сколько звезд на небе? (несчетное количество).
Безоблачный ясный вечер, небо над нашей головой усыпано множеством звезд. Они похожи на маленькие сверкающие точки и расположены далеко от Земли. На самом деле звезды очень большие (показ слайдов).
И вот однажды, смотрел человек на звездное небо, и ему захотелось узнать, что же это за звезды и почему они такие яркие. Ученые придумали специальные приборы – телескопы, наблюдали и узнали, что еще есть и другие планеты.
Ребята, какие планеты вы знаете?
Люди хотели знать, есть ли жизнь на других планетах. Какие там живут существа, похожи ли они на нас, есть ли воздух на других планетах. Но чтобы это узнать, надо обязательно долететь до них. Самолеты для этого не подходили.
Кто знает, почему? (потому, что до планет очень далеко).
И вот, ученые, под руководством конструктора Королева (показ слайдов) изобрели первый спутник, установили на нем приборы и запустили в космическое пространство. На борту его были две собаки – белка и стрелка, они удачно вернулись на Землю. А потом 1961 году впервые в космос отправился человек.
Ребята, назовите фамилию конструктора, который изобрел ракету?
А кто же был первым космонавтом на Земле? (показ слайдов).
А сейчас мы с вами поиграем в игру «Ракетодром»
Дети раскладывают обручи по кругу, ходят вокруг обручей и под музыку произносят слова:
Ждут нас быстрые ракеты
Для полётов по планетам.
На какую захотим,
На такую полетим!
Но в игре один секрет –
Опоздавшим места нет!
Под быструю часть музыки бегают, с окончанием занимают места в обручах, кому не хватило, того проверяют на способность «работать в открытом космосе».
А сейчас мы все с вами немножко пофантазируем и представим себе, что мы в космосе.
Дети импровизируют (выполняют танцевальные движения) под музыку «Космическая симфония» группы «Спейс».
Затем садятся на стульчики.
Из иллюминатора нашей ракеты видны звезды и планеты. (показ слайдов).
Звучит мелодия песни «Прекрасное далеко», входит Фея космоса, представляется.
Приветствую вас, друзья!
Окрашен космос в черный цвет,
Поскольку атмосферы нет,
Ни ночи, ни дня,
Здесь нет земной голубизны,
Здесь виды странны и чудны,
И звезды сразу все видны,
И Солнце, и Луна.
Ребята, хотели бы вы стать космонавтами?
– Чтобы космонавтом стать, надо потрудиться:
День с зарядки начинать, хорошо учиться!
Вы готовы сделать космическую зарядку?
Под музыку «Если очень захотеть» выполняют космическую зарядку.
Молодцы, ребята! А сейчас давайте поиграем, для этого нам надо разделиться на две команды и выбрать свое название.
— Игра «Собери ракету» (на ватман собрать ракету из геометрических фигур)
— Игра «Летающие тарелки» (каждой команде вручается обруч, в котором дети оббегают ориентир и возвращаются).
Фея космоса:
Ребята, я вижу, вы хорошо подготовлены физически, легко справились с моими играми и прекрасно выполнили зарядку. На память о нашей встрече я приготовила вам подарок, который вы получите после приземления на Землю.
Под мелодию песни «Прекрасное далеко» Фея космоса уходит
Музыкальный руководитель.
Хотите ребята, я вам расскажу об испытаниях, которые космонавты должны пройти на Земле.
I) Представьте, если бы вас посадили в большой шар, и огромный великан стал бы перебрасывать его из одной руки в другую. Чтобы вы почувствовали при этом?
II) А вот еще одно испытание – представьте, что вас посадили в кресло, пристегнули ремнями и машина со страшной силой закружила бы это кресло: вверх, вниз, туда-сюда.
III) А еще ребята, когда ракета взлетает, она очень дрожит. Чтобы привыкнуть к этому, космонавта сажают в вибро-машину, и начинается такая тряска, что зуб на зуб не попадает.
Испытания серьезные. А почему же все космонавты справляются с ними, как вы думаете? (тренированные, занимаются спортом).
Космонавт должен быть бесстрашным, почему? (люди не знают, с чем они могут столкнуться в космосе, исправна ли ракета).
Чем занимаются космонавты в космосе? (проводят научные эксперименты, изучают поверхность Земли, уточняют прогноз погоды, обеспечивают радиотелевизионную связь).
Когда Юрий Гагарин полетел впервые в космос, вся страна следила за его полетом, все люди волновались. И когда он приземлился, то все радовались. Люди выходили на улицы городов и устраивали праздник. Мы все гордились, что именно российский гражданин первым в мире полетел в космос (показ слайдов).
Всем приготовить ключ на старт (есть на старт!),
ключ на пуск (есть ключ на пуск!),
начать обратный отсчет (дети считают от 5 до 1).
Пуск (есть пуск!). Поехали!
Звучит космическая музыка группы «Спейс».
Взвилась ракета в небеса
И в тот- же миг умчалась,
Лишь в синем небе полоса,
Как снег белеть осталась.
Музыкальный руководитель. (держа в руках глобус) Давайте, ребята, встанем в большой круг и посмотрим, что у меня в руках (ответы детей). Да, вы правы. Это – глобус, модель нашей планеты под названием Земля. Наша с вами Земля – прекрасная планета, полная чудес и загадок. Как известно, только на планете Земля есть жизнь. Нас окружает великолепная природа. На Земле живут люди, животные, птицы, рыбы, растения, всем им должно быть хорошо, а люди должны заботиться о живой природе. Вы видите, какая красивая наша планета. Её ещё называют «голубой» планетой.
Как вы думаете, почему?
Правильно, на нашей планете много воды. Чтобы такая красота не нарушилась, надо заботиться о ней, бережно относиться к ней. А сейчас я хочу, чтобы вы «подержали» нашу планету (глобус) и пожелали ей что-нибудь доброе и приятное.
Звучит музыкальная композиция «Ветер перемен» муз. М. Дунаевского. Дети, держа в своих руках глобус, говорят свои пожелания Земле. Глобус передается по кругу.
Наша планета Земля
Очень щедра и богата,
Горы, леса и поля –
Дом наш родимый, ребята!
Давайте будем беречь планету!
Другой такой на свете нет.
Развеем над нею и тучи, и дым,
В обиду её никому не дадим.
Беречь будем птиц, насекомых, зверей,
От этого станем мы только добрей.
Украсим всю Землю садами, цветами –
Такая планета нужна нам с вами!
В память о нашем празднике, мы подарим вам космические эмблемы.
Дети уходят из зала под музыку песни «Трава у дома».
Литература:
Т. А. Шорыгина серия «Педагогические беседы о космосе»;
журнал «Дошкольное воспитание» №7 – 1998 г. стр. 63, №8 – 1996 г. стр. 41.