Развитие вокальных способностей детей посредством организации работы в вокальной студии/

                Пение – хоровое, ансамблевое,  вокальное – одна  из  самых  массовых  форм  музыкального  искусства,  играющая  большую  роль  в  формировании  духовной  культуры  дошкольников, развитии их творческой активности. Голос – уникальный естественный музыкальный инструмент, которым ребёнок обладает с ранних лет. Вот почему пение дошкольников чаще всего называют одним из любимых видов музыкальной деятельности.

                Врач – фониатр Е.И. Алмазов  утверждает: « Пение доставляет поющему  удовольствие, упражняет и развивает его слух, дыхательную систему, а последняя тесно связана с сердечно – сосудистой системой, следовательно. Он невольно, занимаясь дыхательной гимнастикой, укрепляет своё здоровье».

Профессор В. И. Петров, фониатр: «Верхние дыхательные пути снабжены рецепторными иннервационными приборами, которые дают начало важнейшим  рефлексам, регулирующим дыхание, оказывающим влияние на сердечно – сосудистую систему, пищеварительные и другие органы. Именно верхние дыхательные пути подвергаются усиленной  рабочей нагрузке во время  пения.

Пение помогает развитию речи, углублению дыхания, укреплению голосового аппарата. В  процессе обучения пению особенно активно развиваются основные музыкальные способности ребёнка: эмоциональная отзывчивость, музыкальный  слух, чувство ритма. Особую радость доставляет общение во время коллективного творчества: пение в ансамбле объединяет детей, создаёт условия для их музыкального эмоционального общения, освобождает негативную накопившуюся энергию, эффективно снимает напряжение, расслабляет, способствует развитию коммуникативных навыков. Совместные переживания вызывают чувство эмпатии, исчезают озлобленность и агрессивность.

Занятия в вокальном ансамбле «Поющие карамельки» нашего детского сада – это общение с друзьями, возможность музицирования и самовыражения , интересное проведение свободного времени. Эти факторы и обуславливают востребованность  и актуальность программы дополнительного  образования «Поющие карамельки», направленной на обучение пению старших дошкольников в рамках вокального ансамбля.

 

                   Программа дополнительного образования «Поющие карамельки»

 

                   Цель:  Формирование устойчивых певческих умений и навыков, основ сценической культуры старших дошкольников.

 

                   Задачи первого года вокального обучения:

  1. Учить петь детей выразительно. Без напряжения, плавно, лёгктим звуком в диапазоне Ре – До 2.
  2. Брать дыхание перед началом пения , между музыкальными фразами, произносить отчётливо слова, своевременно начинать и заканчивать песню.
  3. Продолжать учить правильно передавать мелодию, петь меццо форте (умеренно громко) и пиано (тихо), в разных темпах, с музыкальным сопровождением и без.
  4. Совершенствовать навык сольного исполнительства.

 

Задачи второго года вокального обучения:

  1. Учить детей петь выразительно (ускоряя, ослабляя и замедляя звучание в пределах До 1 – Ре 2 октавы, правильно интонировать мелодию.
  2. Брать дыхание перед началом песни и между музыкальными фразами, удерживать его до конца фразы.
  3. Учить детей самостоятельно начинать и заканчивать песню, петь сольно и ансамблем.
  4. Продолжать развивать мелодический, тембровый, звуковысотный, динамический слух, творческую активность.

 

Практика показала, что процесс обучения пению длится несколько лет. Существуют разные методики обучения вокалу. Как правило музыкальные занятия в детском саду проходят под аккомпанемент фортепиано. Программа позволяет в условиях детского сада через дополнительное образование расширить возможности образовательной области «Музыка», заложив надёжный фундамент певческой культур:

  • индивидуальная  и групповая работа с детьми, развитие их певческих данных,  проводится как под живую музыку, (фортепиано), так и под фонограмму.
  • песенный репертуар подобран с учётом праздников и тематических мероприятий.

Музыкальную основу программы составляют произведения композиторов-

классиков, современных композиторов, которые разучиваются в соответствии с темой того или иного занятия.

Репертуар, который играет смысловую роль в освоении содержания

Программы, подобран в соответствии с реальной возможностью его освоения в рамках кружковой деятельности. Отбор музыкальных произведений осуществляется с учётом возрастных особенностей и по принципам доступности, необходимости, художественной ценности.

Ритмом учебно – воспитательного процесса являются времена года.

Реализация задач осуществляется через различные виды вокальной деятельности, главное из которых является сольное и ансамблевое пение, слушание различных интерпритаций исполнения, импровизация, движение под музыку, элементы театрализации.

Программа  предназначена для занятий с детьми 5 – 7 лет. Не имеющими явных отклонений в физическом и интиллектуальном  развитии и желание заниматься вокалом.

Критерии отбора детей в ансамбль: наличие  вокальных данных и желание самого ребёнка заниматься пением. Проводится прослушивание для оценки первичных  музыкальных данных и перспективы их развития. Хотя если у ребёнка есть огромное желание петь, а музыкальные данные не выявлены, он также может заниматься в ансамбле. Таким образом накапливается слуховой опыт и начинают проявляться спящие музыкальные способности. Но с таким ребёнком необходима дополнительная индивидуальная работа.

Программа  предполагает групповые (10 – 12 человек) занятия два раза в неделю во второй половине дня по 25 — 30 минут и рассчитана на 2 года обучения.

Структура занятий:

 

  1. Массаж лицевых мышц.

Цель: помогает расслабить мышцы лица (нижнюю челюсть)

 

  1. Упражнение на дыхание.

Цель: помогает восстановить дыхание, успокоить детей, настроить на рабочий лад. Протяжность в пении зависит от правильно взятого дыхания.

 

  1. Артикуляционная гимнастика (скороговорки)

Цель: помогает совершенствовать дикцию, артикуляцию, помогает правильно и чисто проговаривать труднопроизносимые слова, фразы, знакомят с богатством русского языка.

 

  1. Основная часть вокально – хоровая работа. Работа  с песней (знакомство, разучивание, работа над сложными оборотами мелодии, интонацией и т. Д.)

 

  1. Завершающая часть  (музыкально – ритмическая игра с  модулями)

 

На каждом этапе изучения ставятся и реализуются новые, (более сложные) задачи, что позволяет равномерно распределять учебную нагрузку на солистов ансамбля и качественно подготовиться  к отчётному концерту.

 

В результате освоения программы дети учатся петь звонко, напевно, чисто интонировать мелодию, выразительно исполнять различные по характеру вокально – хоровые произведения, подтверждаю идею того, что поющий ребёнок – счастливый ребёнок!

 

Принципы:

  • последовательность и системность – один из ведущих. Имеется ввиду

Непрерывность и регулярность занятий (2 раза в неделю). Иначе       наблюдается снижение уже достигнутого ранее уровня умелости. Систематические занятия дисциплинируют ребёнка, приучают его к регулярной работе.

  • доступность и индивидуализация – предусматривает учёт возрастных

Особенностей и возможностей ребёнка в связи с этим – определение посильных для  него заданий.

  • постепенное повышение требований – заключается в постановке перед

Ребёнком и выполнении им более трудных новых заданий, в постепенном увеличении объёма и интенсивности нагрузок. Обязательным для успешного обучения, является чередование нагрузок с отдыхом.

  • сознательность и активность – для успешного достижения цели

Ребёнку необходимо представлять, что и как нужно выполнить и почему именно так, а не иначе.

  • повторяемость материала – только при многократном повторении

образуется двигательный стереотип. Эффективность занятий выше, если повторение вариативно, т.е. в упражнения вносятся какие – либо изменения и предлагаются разнообразные методы и приёмы их выполнения, что вызывает интерес, привлекают внимания детей, создают положительные эмоции.

  • наглядность – безукоризненный практический показ движений педагогом.

 

Методы обучения:

  1. Музыкальное сопровождение как методический приём. Педагог своими

пояснениями, примером может помочь детям приобрести умения начинать и заканчивать исполнять песню вместе с музыкой. Правильно подобранный репертуар несёт в себе эмоции, которые маленькие исполнители проявляют в пении.

  1. Наглядно – зрительный метод применяется для того, чтобы конкретизировать

впечатления, разбудить фантазию, проиллюстрировать незнакомые явления, образы. Зрительная наглядность должна сочетаться со слуховой, помогать слуховому восприятию ( Практическое исполнение песен педагогом, видеозаписи исполнителей, наглядность в исполнении певческому дыханию).

  1. Словесный метод – с помощью слова можно углубить восприятие музыки, сделать

его более образным, осмысленным. Особенностью словесного метода в воспитании дошкольников является то, что здесь требуется не бытовая, а образная речь для пояснения содержания песен.

  1. Социо – игровой метод – у детей 4 – 6 лет игра – ведущий вид деятельности,

малыш лучше всё воспринимает через игру. Следовательно, занятия составлены в игровой форме, но отвечают задачам, которые необходимо решить на данном этапе.

 

Условия и необходимые для работы средства:

  • помещение для занятий (музыкальный зал).
  • ТСО (магнитофон)
  • фортепиано
  • микрофоны
  • фонотека, необходимые для занятий музыкальные произведения в записи.
  • компьтер и мультимедийное оборудование.

 

Пути реализации программы:

  • внедрение новых форм и методов в организацию детей,
  • создание предметно – развивающей среды.
  • проведение с родителями бесед – консультаций, выступления детей,

фотовыставки;

  • участие на концертах в культурных учреждениях города и т. д.

 

Желаемый результат:

Дети должны иметь устойчивый интерес к песне, уметь эмоционально исполнить её. Расширять певческий диапазон детей, учить правильно передавать мелодию, петь индивидуально, подгруппами, коллективно. Дети должны уметь исполнять песню в самостоятельной деятельности, изъявлять желание учавствовать в концертах, на утренниках, в театрализациях.

 

В результате освоения программы дети учатся петь звонко, напевно, чисто

интонировать мелодию, выразительно исполнять различные по характеру вокально-хоровые произведения, подтверждаю идею того, что поющий ребёнок – счастливый ребёнок!