Воспитатель: Шавкина Оксана Владимировна
Высшая квалификационная категория
МАДОУ ЦРР № 9 « Улыбка»
г. Светлый
Я воспитатель! И званье это-
Предназначение судьбы,
Великий дар, сиянье света,
Осуществление мечты.
Своим педагогическим кредо считаю решение первостепеннейшей из задач:
обучения и воспитания; « Развить ребенка
В одном мгновенье — видеть вечность,
Огромный мир в зерне песка.
И в каждом миге – бесконечность,
И небо в чашечке цветка.
Я воспитатель! Моя задача –
Решить вопрос и дать ответ
И детям посулить удачу,
Познания раскрыть секрет.
Вхожу я в группу- сердце бьется:
«Надеюсь, верую, люблю!»
И эти три святые слова
Душе ребенка отдаю.
Входя каждый день в группу, я чувствую себя садовником в волшебном саду, где должна все вокруг наполнить гармонией и взаимопониманием, добром и теплотой, чуткостью и любовью, где я должна мгновенно реагировать на изменение каждого растения в своем саду. У меня нет перед собой цели, вырастить одинаковые растения по заданному образцу. Моя задача в том, чтобы прислушиваться к каждому дереву, каждому цветку, обеспечить их гармоничное развитие, вдохнуть в них душу.
Речь идет о помощи ребенку в развитии качеств, способностей и возможностей, заложенных матерью-природой в свое дитя изначально. Ведь каждый ребенок имеет свои, ему одному присущие особенности. И эту индивидуальность, эту непохожесть следует беречь, развивать и ценить.
Каждый из нас от природы уникален, неповторим и непохож на других.
Воспитание детей – старейшее из человеческих дел. В древности его считали труднейшим из занятий, искусством из искусств. И ни в какой другой человеческой деятельности итоги, к сожалению, так разительно не отличаются от потраченных усилий. Каждый из нас лелеет мечту о том, что дети вырастут хорошими, что они станут личностью – это и есть цель всей воспитательной работы.
В дошкольном возрасте нет мелочей: все сложно, все глубоко глубоко, все ранимо. Словно цветок к живительным лучам солнца, тянется ребенок к красоте и добру. И я стараюсь видеть и уважать личность с ее порывами. Личность, которая рождается с самим ребенком, вместе с его первым криком. Видеть и уважать в ребенке Человека – это главное.
В своей педагогической практике часто сталкивалась с утверждением, что первично изучение основ наук, а наука о том, как стать человеком, благородным, благовоспитанным, добропорядочным,- все это считается у нас приходящим без специального обучения и формирования.
Бытует мнение, что воспитывать дошкольника проще, нежели школьника. Но как глубоко ошибаются эти люди: несомненно, сложнее! Я убеждена, что личность ребенка в дошкольном возрасте только начинает складываться: она легко поддается трансформации, напоминая глину, из которой настоящий творец может вылепить прекрасный сосуд, наполненный не только знаниями, но и добром, любовью, либо неумелый мастак испортит будущее чудо, не сумев раскрыть ни его таланта, ни разгадав устремлений его души. Основной принцип моей работы в воспитании дошкольника можно выразить словами «Воспитанник — не сосуд, который нужно заполнить, а факел, который надо зажечь».
По мнению психолога Дейла Карнеги, «улыбка создает счастье в доме, служит паролем для друзей. Она ничего не стоит, но много дает. Это «лучшее противоядие, созданное природой от неприятностей».
Но не у всех, получается, жить светло и улыбчиво, но этому можно учиться.
И я стараюсь всегда улыбаться детям – и учу улыбаться их:
— улыбаться новому дню;
— теплому лучику солнца;
— другу, который почему-то пришел грустный;
— улыбаться жизни.
Читая и изучая труды корифеев фундаментальной педагогики: Януша Корчака, А.С.Макаренко, К.Д.Ушинского, Л.Н.Толстого, Песталоцци, Монтесорри и других, я начала задумываться о сущности проблем воспитания, методом проб и ошибок я создала свою, пусть пока несовершенную, систему воспитания.
В основе моей концепции лежит всем известное понятие о воспитании как о целенаправленном управлении процессом развития личности. Чтобы процесс развития личности ребенка проходил успешно, должна быть создана вокруг него соответствующая атмосфера.
За годы своей работы я выработала свою систему воспитания, которую определила как основные правила — «Правила 10У».
—Уверенность –знание своих прав и прав ребенка, способность защитить его.
-Успешность – берясь за любое дело, воспитатель должен быть уверен, что оно под силу детям и ему.
-Умение удивляться – а, удивляясь развивать в себе незаурядность.
-Убедительность – уметь зажечь детские сердца, убедить их в важности
дела.
-Уважительность – необходимо взаимное уважение: уважаешь мнение
детей, — они уважают твое. Воспитание без уважения – подавление.
—Уравновешенность – в группе нужно быть готовым ко всему, не теряться, а анализировать и работать.
-Улыбчивость – без улыбки в детском саду жить невозможно. Улыбка – это и оценка, и одобрение, и подбадривание.
—Управление – управление учебным и воспитательным процессом. Необходимо направлять развитие ребенка и коллектива в целом.
—Увлеченность – умение увлечь детей, повести за собой..
—Участие – развить в детях понимание, сочувствие, помочь детям разобраться в том,
что ими особо переживается, что для них особо значимо.
Учить детей сопереживать друг другу, радоваться чужим успехам.
Об эффективности воспитательной системы говорит соответствие достигнутого результата и поставленной цели. И в этом мне помогают заповеди:
— не воспитывай в плохом настроении;
— определи, чего хочешь для ребенка;
— предоставь возможную самостоятельность;
— не подсказывай самостоятельного решения, а показывай возможные пути к нему;
— не пропусти первый успех ребенка;
— делай своевременные замечания;
— оценивай поступок, а не личность.
Важнейшей задачей в своей работе я считаю создание условий для успешного развития, обучения и воспитания дошколят. Процесс обучения стараюсь построить так, чтобы в основе была совместная деятельность педагога и детей. Даже самый скучный материал будет интересен только тогда, когда дети добывают знания при активной деятельности и тех и других
Дети приобретают значительную часть знаний на основе принципиальных установок воспитателя:
— в ходе поисковых ситуаций
-решением проблемных ситуаций;
-различными средствами, активизирующими познавательную деятельность.
Мой многолетний опыт подсказывает, что в эффективном развитии детей оправдано использование методов активного обучения. Это вносит непринуждённую обстановку на занятиях, позволяет успешно решать и реализовывать поставленные цели и задачи.
Антуан де Сент Экзюпери говорил: «Детство – это огромный край, откуда приходит каждый…»
Да, жизнь заставляет нас иногда забывать о том, что рядом есть другой, лучший, мир.
А он ведь рядом! И я его нашла! Выйдите на улицу и обратите внимание на то, что шумят деревья, тихо льется вода, поют птицы, высоко в небе плывут бесконечные облака, светит солнце, а самое главное – играют дети!
И стоит, поверьте, стоит отбросить свои «глобальные» взрослые проблемы, окунуться в Мир Детства и устроить нашим милым «цветам жизни» настоящий праздник!
И очень хочется, чтобы мы были не сторонними наблюдателями на этом празднике жизни!