Эссе на тему: «Моя педагогическая концепция»

Воспитатель: Шавкина Оксана Владимировна

Высшая  квалификационная категория

  МАДОУ ЦРР № 9 « Улыбка»

  г. Светлый          

             Я воспитатель! И званье это-

               Предназначение судьбы,

               Великий дар, сиянье света,

               Осуществление мечты.

   Своим педагогическим кредо считаю решение первостепеннейшей из задач:

      обучения и  воспитания; « Развить ребенка        

             В одном мгновенье — видеть вечность,

             Огромный мир в зерне песка.

              И в каждом миге – бесконечность,

              И небо в чашечке цветка.

              Я воспитатель! Моя задача –

              Решить вопрос и дать ответ

              И детям посулить удачу,

              Познания раскрыть секрет.

              Вхожу я  в группу- сердце бьется:

             «Надеюсь, верую, люблю!»

               И эти три святые слова

               Душе ребенка отдаю.   

       Входя каждый день в группу, я чувствую себя садовником в волшебном саду, где должна все вокруг наполнить гармонией и взаимопониманием, добром и теплотой, чуткостью и любовью, где я должна мгновенно реагировать на  изменение каждого растения в своем саду. У меня нет перед собой цели, вырастить одинаковые растения по заданному образцу. Моя задача в том, чтобы прислушиваться к каждому дереву, каждому  цветку, обеспечить их гармоничное развитие, вдохнуть в них душу.

        Речь идет о помощи ребенку в развитии качеств, способностей и возможностей, заложенных матерью-природой в свое дитя изначально. Ведь каждый ребенок имеет свои, ему одному присущие особенности. И эту индивидуальность, эту непохожесть следует беречь, развивать и ценить.

Каждый из нас от природы уникален, неповторим и непохож на других.

     Воспитание детей – старейшее из человеческих дел. В древности его считали труднейшим из занятий, искусством из искусств. И ни в какой другой человеческой деятельности итоги, к сожалению, так разительно не отличаются от потраченных усилий. Каждый из нас лелеет мечту о том, что дети вырастут хорошими, что они станут личностью – это и есть цель всей воспитательной работы.

           В  дошкольном  возрасте нет мелочей: все сложно, все глубоко глубоко, все  ранимо. Словно цветок к живительным лучам солнца, тянется ребенок к красоте и добру. И  я стараюсь видеть и уважать личность с ее порывами. Личность, которая рождается с самим ребенком, вместе с его первым криком. Видеть и уважать в ребенке Человека – это главное.

      В своей педагогической практике часто сталкивалась с утверждением, что первично изучение основ наук, а наука о том, как стать человеком, благородным, благовоспитанным, добропорядочным,-  все это считается у нас приходящим без специального обучения и формирования.

      Бытует мнение, что воспитывать дошкольника проще, нежели  школьника. Но как глубоко ошибаются эти люди: несомненно, сложнее!  Я убеждена, что личность ребенка в дошкольном возрасте только начинает складываться: она легко поддается трансформации, напоминая глину, из которой настоящий творец может вылепить прекрасный сосуд, наполненный не только знаниями, но и добром, любовью, либо неумелый мастак испортит будущее чудо, не сумев раскрыть ни его таланта, ни разгадав устремлений его души. Основной принцип моей работы в воспитании дошкольника можно выразить словами «Воспитанник —  не сосуд, который нужно заполнить, а факел, который надо зажечь».

             По  мнению психолога Дейла Карнеги, «улыбка создает счастье в доме, служит паролем для друзей. Она ничего не стоит, но много дает. Это «лучшее противоядие, созданное природой от неприятностей».

Но не у всех, получается, жить светло и улыбчиво, но этому можно учиться.

 И я стараюсь всегда улыбаться детям – и учу улыбаться их:

— улыбаться новому дню;

— теплому лучику солнца;

— другу, который почему-то пришел грустный;

— улыбаться жизни.

         Читая и изучая труды корифеев  фундаментальной педагогики: Януша Корчака, А.С.Макаренко, К.Д.Ушинского, Л.Н.Толстого, Песталоцци, Монтесорри  и других, я начала задумываться о сущности проблем воспитания, методом проб и ошибок я создала свою, пусть пока несовершенную, систему воспитания.

        В основе моей концепции лежит всем известное понятие о воспитании как о целенаправленном управлении процессом развития личности. Чтобы процесс развития личности ребенка проходил успешно, должна быть создана вокруг него соответствующая атмосфера.

        За годы своей работы я выработала свою систему воспитания, которую определила как основные правила     «Правила 10У».

Уверенность –знание своих прав и прав ребенка, способность защитить его.

-Успешность – берясь за любое дело, воспитатель должен быть уверен, что оно под силу детям и ему.

-Умение удивляться – а, удивляясь развивать в себе незаурядность.

-Убедительность – уметь зажечь детские сердца, убедить их в важности

дела.

-Уважительность – необходимо взаимное уважение: уважаешь мнение

 детей, — они уважают твое. Воспитание без уважения – подавление.

Уравновешенность – в группе нужно быть готовым ко всему, не теряться, а анализировать и работать.

-Улыбчивость – без улыбки в детском саду жить невозможно. Улыбка – это и оценка, и одобрение, и подбадривание.  

Управление – управление учебным и воспитательным процессом. Необходимо направлять развитие ребенка и коллектива в целом.

Увлеченность – умение увлечь детей, повести за собой..

Участие – развить в детях понимание, сочувствие, помочь детям разобраться в том,

что ими особо переживается, что для них особо значимо.

Учить детей сопереживать друг другу, радоваться чужим успехам.

    Об эффективности воспитательной системы говорит соответствие достигнутого результата и поставленной цели. И в этом мне помогают заповеди:

— не воспитывай в плохом настроении;

— определи, чего хочешь для ребенка;

— предоставь возможную самостоятельность;

— не подсказывай самостоятельного решения, а показывай возможные пути к нему;

— не пропусти первый успех ребенка;

— делай своевременные замечания;

— оценивай поступок, а не личность.

        Важнейшей задачей в своей работе я считаю создание условий для успешного развития, обучения и воспитания дошколят. Процесс обучения стараюсь построить так, чтобы в основе была  совместная деятельность педагога и детей. Даже самый скучный материал будет интересен только тогда, когда дети добывают знания при активной деятельности и тех  и других

Дети приобретают значительную часть знаний на основе принципиальных установок воспитателя:

— в ходе поисковых ситуаций

-решением проблемных ситуаций;

-различными средствами, активизирующими познавательную деятельность.

      Мой многолетний опыт подсказывает, что в эффективном развитии детей оправдано использование методов активного обучения. Это вносит непринуждённую обстановку на занятиях, позволяет успешно решать и реализовывать поставленные цели и задачи.

      Антуан де Сент Экзюпери говорил: «Детство – это огромный край, откуда приходит каждый…»

     Да, жизнь заставляет нас иногда забывать о том, что рядом есть другой, лучший, мир.

 А он ведь рядом! И я его нашла!  Выйдите на улицу и обратите внимание на то, что шумят деревья, тихо льется вода, поют птицы, высоко в небе плывут бесконечные облака, светит солнце, а самое главное – играют дети!

И стоит, поверьте, стоит отбросить свои «глобальные» взрослые проблемы, окунуться в Мир Детства и устроить нашим милым «цветам жизни» настоящий праздник!

И очень хочется, чтобы мы были не сторонними наблюдателями на этом празднике жизни!

8 1 2 3 4а 5 6 79

10