Музыкальная одаренность — высшее и крайне индивидуализированное проявление музыкальных способностей. Иначе говоря, блестящий музыкальный слух, феноменальная память, пластичный и прекрасно скоординированный двигательный «аппарат», невероятная обучаемость («схватывание на лету») и титаническая работоспособность являются показателями музыкальной одаренности.
Согласно другому представлению, музыкальная одаренность, как ей и полагается по изначальному смыслу слова, — дар Божий. Другими словами, это есть нечто иное, нежели обладание даже самыми блестящими музыкальными способностями. Не существует людей с многосторонне и равноценно выраженными способностями даже среди гениев. В то же время, нечто неуловимое заставляет нас почти безошибочно отделять одаренность от обученности. Музыкальная одаренность есть то «сущее», что, по словам Гете, «не делится на разум без остатка».
Людей способных и даже очень способных — много, ну а одаренных — единицы.
Еще одна точка зрения утверждает, что подлинная одаренность проявляет себя через творческое мышление и творческие способности. Иначе говоря, всякая одаренность есть прежде всего творческая одаренность. Ни феноменальные способности, ни яркая и неповторимая индивидуальность сами по себе не определяют музыкальной одаренности, если ее обладатель не заявил о себе выдающимися творческими результатами…
В понятие музыкальной одарённости Б.Теплов включил не только специфические проявления психических свойств человека, но и общие качества личности, которые участвуют и в музыкальной, и в любой художественной деятельности: силу, богатство и инициативность воображения, сочетание в нем слуховых и зрительных образов; умение эмоционально погружаться в музыкальное произведение и концентрировать на нём все свои душевные силы; особенности внимания, воли, памяти; уровень знаний, жизненный опыт, духовную (интеллектуальную и эмоциональную) содержательность, чувство природы и «способность наблюдать её» и др.
Одной из существенных сторон музыкальной одаренности является музыкальность как способность, необходимая для любого вида музыкальной деятельности. /Б.М. Теплов/,
своеобразно отражающая творческое восприятие музыки /Ю.А. Цагарелли/
В состав музыкальной одаренности предположительно входят также артистичность
и исполнительские /»технические» или психомоторные/ способности — к игре на
инструменте /»инструментальные»/, дирижерские и вокальные.
Развитие творческого потенциала рассматривается в педагогике как
неотъемлемая часть процесса развития личности. Известный отечественный психолог В.В. Давыдов отмечает, что личностью является индивид, обладающий определенным
потенциалом. То есть, творческое развитие есть высшее направление в развитии человека в целом.