Проект «Нетрадиционные формы работы с родителями в детском саду».
ТИП ПРОЕКТА
По доминирующей в проекте деятельности: воспитательно-образовательный.
По содержанию: психолого-педагогический.
По числу участников проекта: педагоги, родители, дети.
По времени проведения: долгосрочный.
По характеру контактов: в рамках ДОУ, родители, дети, микросоциум.
АКТУАЛЬНОСТЬ
На сегодня взаимодействие ДОУ с родителями является важной составной частью в работе по преодолению трудностей в развитии и воспитании дошкольников. Только в тесном сотрудничестве, на взаимопонимании педагогов и родителей можно добиться высоких результатов.
Возникновение опыта связано с тем, что появились противоречия в работе педагогов с родителями. По наблюдениям педагогов и общению с родителями сложились следующие выводы: одни родители требуют и открыто заявляют, что воспитанием и обучением детей должен заниматься детский сад, а они хотят видеть по окончании детского сада результат. Т. е. полностью подготовленного к школе ребенка. Другие пассивно наблюдают за работой детского сада, третьи хотят принимать участие в воспитательно-образовательном процессе, но у них нет на это времени, и только некоторые заинтересованы в активном взаимодействии с детским садом. На мероприятиях информационного характера родителей увидишь не часто, больше родителей привлекают мероприятия развлекательные, будь это Новый год или 8 марта, выпускной. Посещение родителями групповых собраний было совсем незначительным.
Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной и трудной. Актуальной, потому что участие родителей в жизни своих детей помогает им увидеть многое, а трудное, потому что все родители разные, к ним, как и к детям, нужен особый подход. Работая с родителями, мы помогаем им увидеть отличие мира от мира взрослых, преодолеть авторитарно отношение к ребёнку, относиться к нему, как равному к себе и понимать, что недопустимо сравнивать его с другими детьми.
ПРОБЛЕМА
Неучастие родителей в жизни своего чада, банальное отсутствие какого-либо представления о том, каким должен быть »успешный» родитель — и возникает определенная проблема в отношениях ребенка и его семьи.
Помочь родителям стать активным участником воспитания собственного ребенка призван психолого-педагогический проект «Нетрадиционные формы работы с родителями»
ЦЕЛИ ПРОЕКТА:
• Оптимизация отношений партнерства и сотрудничества между родителями и ребенком в семье;
• психолого-педагогическая помощь родителям воспитанников в осознании своей роли, значения и возможностей в воспитании здорового и успешного ребенка, овладении эффективными способами и приемами установления отношений оптимистического сотрудничества с матерями и детьми в семье.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:
• Установление контакта с родителями для близкого знакомства с особенностями семейного воспитания и активизация их в жизни ДОУ.
• Апробирование новых нетрадиционных форм работы с семьёй, как фактора позитивного развития ребёнка.
• Помочь родителям устранить недопонимание эмоционально- потребностей сферы ребёнка через совместную игровую творческую познавательную деятельность.
• Знакомство с культурными маршрутами в городе, организацией занимательного развивающего досуга с детьми;
• Сотрудничество детского сада с родителями воспитанников в решении задач образовательной программы ДОУ по организации игровой, творческой, конструктивной и трудовой деятельности детей в детском саду.
ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ
1. Информационно — аналитические
• Анкетирование;
• Тестирование;
• Опросы;
• Метод написания родителями мини – сочинения «Мой ребенок».
2. Наглядно-информационные формы
• Сайт ДОУ и педагогов;
• Выпуск семейных стенгазет;
• Открытый показ непосредственной образовательной деятельности для родителей;
• Фотовыставки;
• Семейные презентации;
• Нетрадиционные дни открытых дверей.
3. Познавательные.
• Нетрадиционные родительские собрания;
• Информационно-практические занятия «Школа родителей»;
• Маршруты выходного дня или экскурсии;
• Совместная работа по тематическому плану проектам;
• Круглый стол.
4. Досуговые.
• Совместные праздники, досуги, развлечения;
• Совместные спартакиады;
• Семейный театр;
• Участие родителей в конкурсах, выставках
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
I ЭТАП – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ:
1. Изучение научной и методической литературы по теме проекта.
2. Анкетирование родителей.
3. Календарно-тематические планы в рамках проекта.
4. Разработка методических материалов для реализации проекта.
II ЭТАП — ОСНОВНОЙ ТЕКУЩИЙ:
1. Разработка конспектов мероприятий и их проведение.
2. Реализация планов взаимодействия участников проекта.
III ЭТАП – ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ:
1. Анализ проделанной работы. (Родительское собрание)
2. Презентация лучшего опыта семейного воспитания.
3. Фотосессия, интервьюирование родителей, публикации в СМИ.
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА:
1. Дети средней «А», «Б», старшей «А», «Б», подготовительной группы «А».
2. Воспитатели вышеперечисленных групп.
3. Музыкальный руководитель Луговова Н.С.
4. Родители детей из вышеперечисленных групп.
РЕСУРСЫ ПРОЕКТА:
1. Человеческие (дети, педагоги, специалисты, родители).
2. Материальные (оборудование, пособия, канцелярские товары, ТСО).
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Апробировав проект, мы ждем определенных результатов:
• у родителей – должны сформироваться доверительные, партнерские отношения с детьми и педагогами;
• активизироваться деятельность родителей в жизни ребенка в дошкольном учреждении;
• участие в различных акциях, открывающих детям любящих, творческих, добрых родителей.
План работы с родителями на учебный год (средняя группа)
Сентябрь
1. Анкетирование родителей «Сведения о ребёнке».
2. Изготовление папки – передвижки «Планируемые результаты работы с детьми в различных образовательных областях».
3. Проводить в вечернее время с родителями индивидуальные беседы на темы: адаптация, режим дня и последствия его нарушения.
4. Родительское собрание «Психолого- педагогические и физиологические особенности детей 4-5 лет». Презентация фотоотчета о летнем-оздоровительном периоде.
5. Консультация для родителей «Музыкальное воспитание в семье».
6. Буклет «Поиграйте с детьми».
Октябрь
1. Консультация «Эффективные средства и методы закаливания».
2. Индивидуальная консультация: «Если ребёнок плохо ест».
3. Осеннее развлечение с родителями и детьми «Закружилась в небе осень».
4. Выставка поделок из природного материала «Дары осени».
Ноябрь
1. Консультация «Капризы и упрямство».
2. Индивидуальные беседы с родителями о необходимости проводить вакцинацию против гриппа и ОРВИ.
3. Консультация «Развитие речи детей дошкольного возраста».
4. Папка-передвижка «Ко Дню матери».
5. Совместный досуг с родителями «Ах, какая мама».
6. Проводить в вечернее время с родителями индивидуальные беседы на тему:
— одежда детей в группе,
— продолжаем формирование навыков одевания и кормления.
Декабрь
1. Консультация «Грипп. Меры профилактик. Симптомы данного заболевания».
2. Беседа «Чесночницы – одна из мер профилактики вирусных инфекций».
3. Попросить помощи родителей в подготовке к Новогоднему празднику, украсить группу, подготовить новогодние подарки.
4. Конкурс поделок «Зимние чудеса».
Январь
1. Консультация «Понимаем ли мы друг друга».
2. Проводить беседы с родителями о необходимости соблюдения режима дня, принятого в детском саду, приводить детей к 8 часам.
3. Памятка для родителей. «Родительские заповеди».
Февраль
1. Консультация «Роль отца в воспитании ребенка».
2. Беседа «Что значит быть хорошим отцом? ».
3. Анкетирование «Растем, играя».
4. Родительское собрание: «Формирование культурно – гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста».
5. Папка-передвижка по теме: «23 февраля».
6. Изготовление кормушек для птиц.
Март
1. Коллективная поделка к празднику 8 Марта.
2. Папка – передвижка «Милая мама».
3. Фотовыставка «Наши мамы и бабули».
4. Совместный праздник детей, мам и бабушек.
5. Индивидуальная беседа на тему: «Мультфильмы: за и против».
6. Буклет «Правила безопасности для детей. Безопасность на дорогах».
Апрель
1. Беседа «Детский рисунок – ключ к внутреннему миру ребенка».
2. Консультация «Аппликация для малышей. Волшебная бумага».
3. Буклет «Научите ребенка любить живую природу».
4. Индивидуальная беседа: «Выходной с пользой».
5. Консультация «Как избавить ребенка от вредной привычки?».
6. Папка-передвижка «Весна».
Май
1. Родительское собрание «Вот какие мы большие».
2. Папка-передвижка «День Победы».
4. Консультация «Питание ребенка летом».
6. Папка — передвижка «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!».
План работы с родителями на учебный год (старшая группа)
Сентябрь
1. Адаптационные мероприятия с вновь поступившими детьми и детьми, вернувшимися с летних каникул.
2. Оформление информации на сайте детского сада «Осень наступила, мы поем и играем».
3. Рекомендации для родителей: «Как подготовить ребенка к детскому саду».
4. Памятка для родителей «Детей учит то, что их окружает».
Октябрь
1. Родительское собрание: «Знаете ли вы своего ребенка».
2. Консультация для родителей: «Почему дети разные».
3. Памятка: «Как одевать ребенка дома и на улице».
4. Музыкально-литературное развлечение «Осень – непогодушка».
Ноябрь
1. Оформление выставки детских работ: «Самая любимая – мамочка моя!».
2. Консультация для родителей: «Поговори со мною, мама!».
3. Памятка для родителей: «Искусство наказывать и прощать».
4. Совместный досуг «День матери».
Декабрь
1. Родительское собрание: «Капризы и упрямства детей дошкольного возраста».
2. Консультация для родителей: «Зимние травмы».
3. Оформление семейных рисунков: «Новый год у ворот».
4. Новогодний утренник. Роли сказочных героев исполняют родители.
Январь
1. Консультация для родителей: «Воспитание дружеских отношений в игре».
2. Памятка для родителей: «Как читать детям».
3. Рекомендации для родителей: «Учим ребенка ходить в концертный зал, театр».
4. Памятка для родителей: «Нравственно-патриотическое воспитание детей»
Февраль
1. Родительское собрание: «Как ребенку справиться с эмоциями».
2. Оформление стенда «Наши замечательные папы».
3. Музыкально – физкультурное мероприятие с родителями, посвященное Дню защитника Отечества: «Доблестные защитники страны».
4. Выставка детских рисунков, посвященная Дню защитника Отечества.
Март
1. Консультация для родителей: «Основные пункты в психическом развитии детей, на которые следует обратить внимание».
2. Выставка детских рисунков: «Маму я люблю свою».
3. Музыкальное мероприятие с родителями, посвященное Международному женскому дню.
4. Памятка для родителей: «Весенние опасности».
Апрель
1. Консультация для родителей: «Какие игрушки необходимы детям».
2. Памятка для родителей: «Как сохранить зрение ребенка».
3. Рекомендации для родителей: «Что должен уметь в старшей группе».
4. Тест «Какой вы родитель? »
Май
1. Родительское собрание: «Возрастные особенности детей 5-6 лет».
2. Экскурсия в Музей Мирового Океана: «Морские обитатели».
3. Папка – передвижка «Трудные военные годы».
4. Консультация для родителей: «О летнем отдыхе детей».
План работы с родителями на учебный год (подготовительная группа)
Сентябрь.
1. Беседа «Игрушки в жизни ребёнка 6-7 лет».
Распространение педагогических знаний среди родителей, теоретическая помощь родителям в вопросах воспитания детей.
2. Консультация «Семья – мой дом родной. Влияние семьи на развитие ребёнка».
Формировать знания о влиянии семьи на развитие ребёнка.
3. Беседа «Безопасность на дороге. Легко ли научить ребёнка правильно вести себя на дороге» Реализация единого воспитательного подхода по обучению детей правилам дорожного движения в д\с и дома.
4. Консультация «Права и обязанности родителей».
Формирование знаний о правах и обязанностях родителей.
5. Индивидуальные консультации: «Одежда детей в группе». Напомнить, что температурный режиме в группе благоприятно влияет на самочувствие детей.
Октябрь.
1. Родительское собрание «Готовимся в школу вместе» Ознакомление родителей с планом на год. Привлечение родителей к участию во всех мероприятиях.
2. Беседа. «Правила поведения дошкольника. Культурно- гигиенические правила». Соблюдать правила поведения в группе, поощрять тёплые взаимоотношения друг с другом.
3. Консультация. «ОРЗ. Профилактика ОРЗ». Ознакомление родителей с основными факторами, способствующими укреплению и сохранению здоровья детей в домашних условиях и условиях д\с.
4. Консультация. «Речевое развитие детей 6-7 лет».
Дать родителям необходимые знания о развитии речи старших дошкольников.
5. Осенний праздник: «Несмеяна — осень» Вовлекать родителей в совместное с детьми творчество, призывать их развивать творческие способности своих детей.
Ноябрь.
1. Консультация «Секреты психологического здоровья».
Помочь родителям в вопросе создания эмоционально положительной атмосферы в семье
2. Индивидуальные беседы. «Формируем навыки самообслуживания у ребёнка».
Ознакомление родителей с задачами по формированию навыков самообслуживания.
3. Консультация. «Как развивать память у детей».
Формирование единого подхода к развитию памяти детей в детском саду и дома.
4. Праздник «День матери».
Помощь родителей в воспитании любви, уважения к мамам, донести до детей, что дороже мамы никого нет, что мама – самый близкий и лучший друг.
Декабрь.
1. Родительское собрание. «Здоровый образ жизни. Нужные советы». Создание условий для осознания родителями необходимости совместной работы д\с и семьи.
2. Консультация «Помогите детям запомнить правила пожарной безопасности» Дать знания о том, как научить детей запомнить правила пожарной безопасности.
3. Консультация «Готовим руку дошкольника к письму». Дать рекомендации родителям по подготовке ребёнка к школе.
4. Семейный конкурс «Зимняя сказка» выставка рисунков.
Привлечение родителей к работе детского сада.
5. Праздник «Новый год». Вовлечь родителей и детей в подготовку к новогоднему празднику.
Январь.
1. Беседы. «Закаливание – одна из форм профилактики простудных заболеваний детей».
Ознакомление родителей с задачами по сохранению и оздоровлению детей и формированию навыков самообслуживания.
2. Консультация «Всё о детском питании».
Формирование единого подхода к правилам питания в детском саду и дома.
3. Беседа. «Как провести выходной день с ребёнком? »
Предложить родителям ряд мероприятий и приёмов проведения выходного дня с ребёнком.
4. Индивидуальные беседы на тему: «Детская агрессивность».
Февраль.
1. Домашние поделки из солёного теста на тему: «Масленица» Продолжать привлекать родителей к совместной изобразительной деятельности дома, активизация творчества родителей и детей.
2. Индивидуальные беседы с папами, тема: «Кого вы считаете главным в воспитании ребенка? ».
Выявление и анализ информации о том, какую роль в воспитании детей занимают папы и дедушки. Прививать любовь к мужчине (папе, дедушке).
3. Музыкально-спортивное развлечение «День защитника Отечества».
4. Фотогазета «Самый лучший папа мой!». Привлечь мам и детей к оформлению выставки, воспитывать желание делать подарки.
Март.
1. Праздник «Мамочка любимая моя!».
Привлечение родителей к работе детского сада. Демонстрация творческих
способностей детей, умений и навыков.
2. Выставка работ детей к 8 марта «Мамочке любимой».
Прививать детям любовь к природе.
3. Совместное создание в группе огорода.
Приобщить родителей к созданию в группе огорода, продолжать знакомство детей с растениями, уходу за ними.
4. Консультация «Развитие творческих способностей ребенка».
Осветить родителям требования программы по изодеятельности старших групп.
Апрель.
1. Памятка. «Как предупредить авитаминоз весной».
Предложить ряд витаминов и добавок к пищи детей весной.
2. Консультация. «Режим будущего школьника».
Выявление волнующих вопросов у родителей по теме: «Режим будущего школьника»
3. Привлечение родителей к субботнику на участке группы.
Способствовать развитию совместной трудовой деятельности детей и родителей.
4. Музыкально-спортивный праздник «Мама, папа, я – дружная семья». Развивать двигательную активность и совместный интерес в играх у детей и родителей.
Май.
1. Организация выставки — поздравления к Дню Победы.
Привлечь родителей к участию в празднике, воспитывать чувство патриотизма у детей
2. Итоговое родительское собрание «А ваш ребёнок готов к школе». Дать родителям информацию об уровне готовности детей к школе.
3. Памятка родителям: «Безопасное поведение детей на дороге».
Реализация единого воспитательного подхода по обучению детей правилам дорожного движения в д\с и дома.
4. Фотовернисаж: «Вот и стали мы на год взрослей».
Вовлечение родителей в подготовку к выпускному вечеру. Укреплять дружеские взаимоотношения в коллективе группы.