Пение – хоровое, ансамблевое, вокальное – одна из самых массовых форм музыкального искусства, играющая большую роль в формировании духовной культуры дошкольников, развитии их творческой активности.
Голос – уникальный естественный музыкальный инструмент, которым ребёнок обладает с ранних лет. Вот почему именно пение является одним из любимых видов музыкальной деятельности дошкольников.
По словам врача-фониатра Е.И.Алмазова: «Пение — доставляет поющему удовольствие, упражняет и развивает его слух, дыхательную систему, а последняя тесно связана с сердечно–сосудистой системой. Следовательно, занимаясь дыхательной гимнастикой, укрепляет своё здоровье».[1]
Профессор-фониатор В.И.Петров сказал о пении так: «Верхние дыхательные пути снабжены рецепторными иннервационными приборами, которые дают начало важнейшим рефлексам, регулирующим дыхание, оказывающим влияние на сердечно – сосудистую систему, пищеварительные и другие органы. Именно верхние дыхательные пути подвергаются усиленной рабочей нагрузке во время пения».[2]
Пение помогает развитию речи, углублению дыхания, укреплению голосового аппарата. В процессе обучения пению особенно активно развиваются основные музыкальные способности ребёнка: эмоциональная отзывчивость, музыкальный слух, чувство ритма. Особую радость ребёнку доставляет общение во время коллективного творчества: пение в ансамбле объединяет детей, создаёт условия для их музыкального эмоционального общения, освобождает негативную накопившуюся энергию, эффективно снимает напряжение, расслабляет, способствует развитию коммуникативных навыков. Совместные переживания вызывают чувство эмпатии, исчезают озлобленность и агрессивность.
Занятия в вокальном ансамбле – это общение с друзьями, возможность музицирования и самовыражения, интересное проведение свободного времени. Эти факторы и обуславливают востребованность и актуальность программы дополнительного образования, направленной на обучение пению старших дошкольников в рамках вокального ансамбля.
Программа дополнительного образования «Поющие карамельки»
Цель: Формирование устойчивых певческих умений и навыков, основ сценической культуры старших дошкольников.
Задачи первого года вокального обучения:
- Обучить петь детей выразительно: без напряжения, плавно, легким звуком в диапазоне «Ре» – «До» 2.
- Научить брать дыхание перед началом пения, между музыкальными фразами, произносить отчётливо слова, своевременно начинать и заканчивать песню.
- Продолжать учить правильно передавать мелодию, петь меццо форте (умеренно громко) и пиано (тихо), в разных темпах, с музыкальным сопровождением и без.
- Совершенствовать навык сольного исполнительства.
Задачи второго года вокального обучения:
- Учить детей петь выразительно (ускоряя, ослабляя и замедляя звучание в пределах «До» 1 – «Ре» 2 октавы, правильно интонировать мелодию).
- Тренировать брать дыхание перед началом песни и между музыкальными фразами, удерживать его до конца фразы.
- Учить детей самостоятельно начинать и заканчивать песню, петь сольно и ансамблем.
- Продолжать развивать мелодический, тембровый, звуковысотный, динамический слух, творческую активность.
Практика показала, что процесс обучения пению длится несколько лет. Существуют разные методики обучения вокалу. Как правило, музыкальные занятия в детском саду проходят под аккомпанемент фортепиано. Программа позволяет в условиях детского сада через дополнительное образование расширить возможности художественно – эстетического развития, заложив надёжный фундамент певческой культуры.
- Индивидуальная и групповая работа с детьми, развитие их певческих данных проводится как под живую музыку (фортепиано), так и под фонограмму.
- Песенный репертуар подобран с учётом праздников и тематических мероприятий.
Музыкальную основу программы составляют произведения композиторов-
классиков, современных композиторов, которые разучиваются в соответствии с темой того или иного занятия.
Репертуар, который играет смысловую роль в освоении содержания Программы, подобран в соответствии с реальной возможностью его освоения в рамках кружковой деятельности. Отбор музыкальных произведений осуществляется с учётом возрастных особенностей и по принципам доступности, необходимости, художественной ценности.
Ритмом образовательно-воспитательного процесса являются времена года.
Реализация задач осуществляется через различные виды вокальной деятельности, главными из которых является сольное и ансамблевое пение, слушание различных интерпретаций исполнения, импровизация, движение под музыку, элементы театрализации.
Программа предназначена для занятий с детьми 5 – 7 лет.
Критерии отбора детей в ансамбль: наличие вокальных данных и желание самого ребёнка заниматься пением. Проводится прослушивание для оценки первичных музыкальных данных и перспективы их развития. Но если у ребёнка есть огромное желание петь, а музыкальные данные не выявлены, он также может заниматься в ансамбле. Таким образом накапливается слуховой опыт и начинают проявляться спящие музыкальные способности. Но с таким ребёнком необходима дополнительная индивидуальная работа.
Программа предполагает групповые (10 – 12 человек) занятия два раза в неделю во второй половине дня по 25 — 30 минут и рассчитана на 2 года обучения.
Структура занятий:
- Массаж лицевых мышц.
Цель: помогает расслабить мышцы лица (нижнюю челюсть).
- Упражнение на дыхание.
Цель: помогает восстановить дыхание, успокоить детей, настроить на рабочий лад. Протяжность в пении зависит от правильно взятого дыхания.
- Артикуляционная гимнастика (скороговорки).
Цель: помогает совершенствовать дикцию, артикуляцию, помогает правильно и чисто проговаривать труднопроизносимые слова, фразы, знакомят с богатством русского языка.
- Основная часть — вокально-хоровая работа. Работа с песней: знакомство, разучивание, работа над сложными оборотами мелодии, интонацией и т.д.
- Завершающая часть (музыкально-ритмическая игра с модулями).
На каждом этапе изучения ставятся и реализуются новые, более сложные задачи, что позволяет равномерно распределять учебную нагрузку на солистов ансамбля и качественно подготовиться к отчётному концерту.
В результате освоения программы дети учатся петь звонко, напевно, чисто интонировать мелодию, выразительно исполнять различные по характеру вокально-хоровые произведения, подтверждая идею того, что поющий ребёнок – счастливый ребёнок!
Принципы обучения.
- Последовательность и системность – один из ведущих. Имеется в виду непрерывность и регулярность занятий (2 раза в неделю). Иначе наблюдается снижение уже достигнутого ранее уровня умелости. Систематические занятия дисциплинируют ребёнка, приучают его к регулярной работе.
- Доступность и индивидуализация предусматривает учёт возрастных особенностей и возможностей ребёнка в связи с этим – определение посильных для него заданий.
- Постепенное повышение требований заключается в постановке перед ребёнком и выполнении им более трудных новых заданий, в постепенном увеличении объёма и интенсивности нагрузок. Обязательным для успешного обучения является чередование нагрузок с отдыхом.
- Сознательность и активность: для успешного достижения цели ребёнку необходимо представлять, что и как нужно выполнить, почему именно так, а не иначе.
- Повторяемость материала: только при многократном повторении образуется двигательный стереотип. Эффективность занятий выше, если повторение вариативно, т.е. в упражнения вносятся какие-либо изменения и предлагаются разнообразные методы и приёмы их выполнения, что вызывает интерес, привлекает внимание детей и создает положительные эмоции.
- Наглядность – безукоризненный практический показ педагогом.
Методы обучения:
- Музыкальное сопровождение на занятиях. Педагог своими пояснениями, примером может помочь детям приобрести умения начинать и заканчивать исполнять песню вместе с музыкой. Правильно подобранный репертуар несёт в себе эмоции, которые маленькие исполнители проявляют в пении.
- Наглядно-зрительный метод применяется для того, чтобы конкретизировать впечатления, разбудить фантазию, проиллюстрировать незнакомые явления, образы. Зрительная наглядность должна сочетаться со слуховой, помогать слуховому восприятию (практическое исполнение песен педагогом, видеозаписи исполнителей, наглядность в исполнении певческого дыхания).
- Словесный метод: с помощью слова можно углубить восприятие музыки, сделать его образным, осмысленным. Особенностью словесного метода в воспитании дошкольников является то, что здесь требуется не бытовая, а образная речь для пояснения содержания песен.
- Игровой метод: у детей дошкольного возраста ведущий вид деятельности — игра, малыш лучше всё воспринимает через игру. Следовательно, занятия составлены в игровой форме, но отвечают задачам, которые необходимо решить на данном этапе.
Условия и необходимые для работы средства:
- Помещение для занятий (музыкальный зал).
- Магнитофон.
- Фортепиано
- Микрофоны
- Фонотека, необходимые для занятий музыкальные произведения в записи.
- Компьютер и мультимедийное оборудование.
- Интерактивная доска.
Пути реализации программы:
- Внедрение новых форм и методов в организацию детей.
- Создание развивающей предметно – пространственной среды.
- Проведение с родителями бесед – консультаций, выступления детей,
фотовыставки;
- Участие на концертах в культурных учреждениях города и т. д.
Желаемый результат.
Устойчивый интерес к песне у детей, умение исполнить её эмоционально. Расширенный певческий диапазон детей, умение правильно передавать мелодию, петь индивидуально, подгруппами, коллективно. Детям важно уметь исполнять песню в самостоятельной деятельности, проявлять желание участвовать в концертах, на утренниках, в театрализациях.
В результате освоения программы дети учатся петь звонко, напевно, чисто интонировать мелодию, выразительно исполнять различные по характеру вокально-хоровые произведения.
Используемая методическая литература:
1.Ветлугина Н.А / Кенеман А.В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. — М.: «Просвещение», 1983. – 264 с.
2. Кацер О.В. Игровая методика обучения пению. — СПБ.: «Музыкальная палитра», 2005. – 195 с.
3. Металиди Ж. / Перцовская А. Сольфеджио для дошкольной группы ДМШ. — СПБ.: «Композитор», 1999. – 78 с.
4. Орлова Т.М. /Бекина С.И. Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 6-7 лет. — М.: «Просвещение», 1987. – 141 с.
5. Радынова О.П. Баюшки баю — слушаем и поём колыбельные песни. — М. «Владос», 1995 – 293 с.
6. Ткаченко Т. Если ребёнок плохо говорит. — М.: «Просвещение», 1987. – 208 с.
7. Шереметьева В.А. Хоровое пение в детском саду. Авторские методики хормейстера. -М.: « Хоровой класс», 1988. – 360 с.
8. Шереметьев В.А. Онтогенезис музыкальных способностей и общий рабочий диапазон детского певческого голоса.- М.: «Педагогика», 1988. – 95 с.
9. Щетинин М.Н. Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей — методическое пособие. — М.: «АЙРИС ПРЕСС», 2007. – 220 с.
10. Форраи К. Пение в детском саду. — М.: «Музыкальный руководитель» № 5 2005 . – 195 с.